В книге обобщён и систематизирован технологический опыт передовых отечественных заводов тяжёлого машиностроения, проектно-технологических институтов и частично зарубежной практики.
В настоящем издании широкоформатные обои для рабочего стола не представлены.
В книге излагаются особенности и основные принципы разработки технологии применительно к обработке крупных деталей тяжёлого машиностроения. Описаны основные способы получения заготовок, чистовые и упрочняющие методы обработки, механическая обработка деталей прокатного, гидропрессового и горнорудного оборудования, производство зубчатых колёс, контроль качества обработки деталей и вопросы сборки машин.
Особым разделом даны сведения о сварке в тяжёлом машиностроении, область применения которой всё больше расширяется, особенно при решении вопросов технологичности конструкции уникальных машин.
Материал изложен с учётом прогрессивных направлений развития технологии тяжёлого машиностроения и частично дополнен по отдельным разделам по сравнению с первым изданием книги.
Книга предназначена для инженерно-технических работников машиностроительных заводов.
ОСОБЕННОСТИ ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
Тяжелое машиностроение характеризуется широкой номенклатурой продукции и значительными, а подчас и уникальными размерами и весом как отдельных деталей, так и собранных машин. Эти особенности определяют основные положения организации производства и построения технологического процесса.
Изготовление продукции носит в основном единичный и отчасти мелкосерийный характер. Цикл изготовления длительный, так как затраты времени, связанные с производством крупных деталей, составляют сотни часов. Наличие большого количества различных объектов, находящихся одновременно в производстве, затрудняет непрерывное движение деталей и приводит к вынужденному пролеживанию их в ожидании тех или иных операций. Кроме того, на длительность цикла влияет необходимость проведения подготовки производства каждой новой машины, начиная с разработки чертежей и кончая изготовлением моделей, и хотя бы минимального количества оснастки.
Технологический процесс строится на принципе концентрации операций. Стремление к концентрации технологического процесса диктуется спецификой тяжелого машиностроения. Затрата вспомогательного времени на установку, выверку и закрепление деталей, имеющих значительные размеры и вес, составляет немалую долю штучного времени. С другой стороны, при штучном изготовлении мелкие и средние детали устанавливаются в основном при помощи универсальных приспособлений и устройств. В этих условиях уменьшение числа установок как в первом, так и во втором случаях прямо сказывается на сокращении вспомогательного времени. Концентрация операций также положительно влияет на сокращение длительности цикла производства за счет уменьшения межоперационного пролеживания, упрощения планирования и распределения работ по станкам.