В представленном издании конструкция лазерного оборудования не рассмотрена.
В книге рассматриваются зависимость формы промышленного изделия от его назначения, взаимосвязь между функцией и композиционным решением, между формой и конструкцией, материалом, технологией. Показаны примеры рациональных и нерациональных конструкций, даны рекомендации по использованию декоративных особенностей материала, изложены общие методы и приведены конкретные примеры функционального и эстетического анализа промышленных изделий.
Книга предназначена для инженеров-конструкторов и художников-конструкторов машиностроительной, приборостроительной и других отраслей промышленности, научно-исследовательских и проектных организаций. Она будет полезна также студентам, аспирантам и преподавателям втузов.
ПРЕДИСЛОВИЕ
При проектировании станков, машин, приборов возникает много специфических вопросов, которые требуют детальной, внимательной проработки. Это, например, правильная организация рабочего места, а соответственно и формы станка, размещения защитных устройств, приборов освещения. Это также вопросы достижения целостности' и выразительности формы. Решить их на уровне современных требований часто оказывается весьма затруднительно, если в. процессе проектирования не примет участие художник-конструктор (дизайнер), который призван всесторонне учесть в проекте все, что относится к так называемому человеческому фактору.
Участие художника-конструктора в проектировании промышленных изделий способствует решению большой народнохозяйственной задачи— повышению качества изделий машиностроения и культурно-бытового назначения. Целью художественного конструирования является создание удобных в потреблении, целостных по форме, эстетически совершенных промышленных изделий, отвечающих одновременно высоким техническим и экономическим требованиям.
Художник-конструктор — новая и притом сложная профессия. Этот специалист должен найти правильный подход к миру вещей, их удобству, эстетическому облику. Он должен не только обладать достаточными знаниями в ряде специальных областей (техники, эргономики, эстетики и т. д.), но и профессионально владеть большим арсеналом средств композиции, хорошо разбираться в закономерностях строения объемно-пространственных структур, тектонике, владеть пропорционированием, уметь использовать ритм, масштаб и масштабность, контрастные и нюансные соотношения, правильно использовать цвет и тональные соотношения — эти важные элементы композиции. То, что может и должен делать инженер-конструктор, технолог, эргономист, не входит в круг обязанностей художника-конструктора.
Работая в тесном творческом контакте с инженером, художник-конструктор заботится о том, чтобы изделие было технически совершенным и конструировалось в расчете на «органическую связь» с человеком, чтобы его форма и размеры соответствовали антропометрическим требованиям, характеру движений человека и чтобы при всех условиях оно было эстетически совершенным.