Предлагаемая вниманию советского читателя книга Р. В. Саусвелла „Введение в теорию упругости для инженеров и физиков" может служить хорошим дополнением к широко распространенным у нас курсам теории упругости Лейбензона, Тимошенко, Филоненко-Бородича и др.
В данной книге
новости Голландии не представлены.
Автор, ставя своей задачей выяснение физического содержания основных результатов теории, стремился объединить в одной книге сопротивление материалов, начала строительной механики и теорию упругости. Это повлекло за собой в одних местах повторения, в других — конспективность изложения, но в то же время позволило вскрыть связь между основными положениями теории упругости. Книга снабжена большим количеством задач, решение которых доведено до численного ответа. В русском издании бее встречающиеся английские меры пересчитаны на метрические.
Книга содержит полезный материал как для преподавателя высшей школы, так и для инженера-практика. Перевод сделан со 2-го английского издания, отличающегося от первого небольшими изменениями и дополнениями, которые отмечены знаками * перед номерами параграфов или их заглавиями.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современное развитие техники, особенно в области авиации, требует более широкого, чем раньше, знания теории упругости. Большие скорости в машиностроении являются причиной постановки сложных вибрационных проблем. Легкие металлические конструкции привлекают внимание к вопросу упругой устойчивости. Случайные или умышленные концентрации напряжений вызывают следствия, которыми нельзя пренебрегать без риска. Испытания материалов стали более сложными, и их обработку следует проводить на основе теории.
Поэтому инженеру для решения возникающих перед ним задач приходится, наряду с другими руководствами, прибегать к помощи двух энциклопедических трудов: «Математической теории упругости» Лява и «Теории звука» Рэлея.
Чтение элементарных книг не подготовляет его, как правило, к полному освоению содержания этих двух больших трудов. Они написаны математиками для математиков и в малой степени представляют ту технику, с которой имеет дело инженер. Они большей частью посвящены задачам, с которыми инженер непосредственно не сталкивается, их обозначения ему непривычны, и их точка зрения чужда ему. Задача инженера была бы сильно облегчена, если бы он мог изучить эти книги в знакомом ему освещении, т. е. если бы он мог приблизиться к ним, имея уже некоторое представление об общих уравнениях теории упругости, и нашел бы в них обозначения, которыми он уже привык пользоваться. Дать такого рода подготовку для более глубокого изучения и в то же время воспроизвести обычное содержание (в отношении теории) известных курсов сопротивления материалов было моей задачей при составлении этой книги.