Библиотека Машиностроителя
Понедельник, 05.12.2016, 13:26

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Каталог статей
Автомобили, мототехника [262]
Безопасность, экология [23]
Библиотека машиностроителя [328]
Воспитание [2]
Детские товары [9]
Здоровье [18]
Иностранные языки [20]
Интернет [35]
Искусство [11]
История [11]
Компьютеры [19]
Красота [2]
Культура [9]
Литература [60]
Материалы [57]
Машиностроение [34]
Мебель, интерьер [54]
Медицина [6]
Металлообработка [54]
Наука [31]
Недвижимость [16]
Новости [3]
Оборудование [81]
Образование [55]
Общество [9]
Одежда [7]
Отдых [7]
Питание [10]
По хозяйству [13]
Подарки [6]
Полезное [14]
Предприятия [265]
Приборы [12]
Продукция [66]
Производство [14]
Промышленность [135]
Психология [5]
Путеводитель [8]
Путешествия [36]
Работа [11]
Реклама [8]
Ремонт [108]
Садоводство, загородное строительство [82]
Связь [6]
Спорт [1]
Справочники [1]
Строительство [129]
Техника [86]
Технологии [44]
Товары [2]
Транспорт [56]
Услуги [68]
Учеба [4]
Финансы [2]
Школа [6]
Экономика, бизнес [45]
Электрика, электроника [29]
Энергетика [19]
Юмор [1]
Разное [114]

Главная » Статьи » Образование

Д.Земцов (МАМИ): Главный вызов новому в образовании – проблемы коммуникации

Источник информации: Администрация Президента России

МГТУ МАМИ Земцов Дмитрий Игоревич, руководитель Дирекции образовательных программ Университета машиностроения (МАМИ), заместитель председателя Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах.

- С первого сентября в МАМИ введены новые образовательные программы. Что это означает?


- Сегодня инженерный вуз уже не может "просто учить", он должен все время повышать качество образования. Не результат подстраивать к возможностям, а наращивать возможности для достижения результата. При этом требования к профессионализму инженера рождаются не в вузе, их формирует работодатель, отрасль, профессиональное сообщество. Университету необходимо тонко чувствовать потребность работодателя и адаптироваться к ней, иначе большая часть его работы будет делаться впустую.

Земцов Дмитрий Игоревич В этом году Университет машиностроения (МАМИ) серьезно обновил образовательные программы. Вот что это значит. Обычно выпускающая кафедра решает, чему учить студента. В общем случае это люди, которые уже много лет преподают и занимаются наукой, а не работают в производстве. Такая система неплохо работает, например, в МГУ, который готовит научные кадры. Но в прикладном инженерном вузе, таком, как МАМИ, это приводит к отрыву от реальности. Преподаватели знают, как учить, но не очень понимают, чему.

Действующие образовательные стандарты, однако, позволяют вузу не привязывать образовательную программу к кафедре или факультету, и мы этим воспользовались. По решению ректора, с 2014 года в Университете машиностроения есть две разных должности: заведующий кафедрой и руководитель образовательной программы – человек "с производства". Зав.кафедрой выполняет роль лидера экспертного сообщества и руководит кадровым подразделением, а руководитель ОП определяет содержание образовательной программы, выбирает для нее преподавателей с кафедры или со свободного рынка, отвечает за экспертизу программ и, в конечном счете, за адекватность выпускника запросу рынка. Руководители программ объединены в Дирекцию для совместного решения организационных вопросов.

- Это серьезные преобразования. С какими главными трудностями вы сталкиваетесь?

- Главный вызов для Дирекции сейчас – проблема коммуникации. Университет, тем более такой крупный, как МАМИ, – это сложный организм. Управление учебным процессом, кадры, финансы, расписание занятий, аудитории. Около тысячи преподавателей. Многое работает по традиции, не все регламенты описаны и не все могут быть описаны в принципе. Многие процессы выстроены контринтуитивно, и уж точно не в бизнес-логике.

И тут появляется человек со стороны: руководитель образовательной программы. Он не знаком с преподавателями, не знает традиций, еще не разбирается в инфраструктуре. Но он должен к первому сентября подобрать преподавателей, обеспечить их аудиториями, вместе с приемной комиссией набрать студентов. Естественно, возникают сбои и курьезные случаи.

К примеру, 30 августа, за два дня до начала учебного года, руководитель образовательных программ по IT внезапно обнаружил, что на парах по "Информационным технологиям" студенты будут сидеть по двое за одним компьютером! Он, естественно, в шоке. Мы-то курс информатики полностью обновили, студенты в декабре должны сдавать экзамены на сертификаты Microsoft и CISCO. А у службы расписания старый норматив: по два студента за компьютером. В аудитории по бумагам 30 посадочных мест, а что там всего 15 компьютеров – нам и в голову прийти не могло! Пришлось в очередной раз переписывать расписание занятий.

- Какой новый результат могут принести эти преобразования, и как вы рассчитываете его добиться?

- Инженер – это одна из тех профессий, в которых для успеха важно не только что-то уметь, но и кем-то быть. Не просто уметь составить проект, но и быть готовым сделать это в срок, несмотря ни на что; быть способным построить отношения в проектной команде; любить свою отрасль и всегда быть в курсе технических новинок. И современный инженерный университет, если он хочет быть конкурентоспособным, должен брать на себя ответственность за эти необычные образовательные результаты.

Из этих требований вытекает наш главный принцип: целостность. В одной только аудитории описанных результатов не добиться. Студент пришел в университет – и здесь все должно работать на его образование. Если театр начинается с вешалки, то вуз - с проходной. (Кстати, еще работая в МГУ, я не мог для себя найти ответ на вопрос, зачем в университете проходная? В Париже, к примеру, вход в университеты свободный. Но это - следующая задача).

У каждого вуза свои сильные стороны. В МАМИ это, в первую очередь, проектное обучение. Лучшая в России команда "Формулы студент", робототехническая команда, команда соревнований по CAD. Мы выводим их из подполья, вносим в учебные планы. С первого курса и до выпуска во всех образовательных программах теперь есть дисциплина "Проектная деятельность", зачет по ней ставится по итогам выполненных проектов. Кроме того, мы создаем несколько коворкингов, в которых студенты смогут работать над проектами в свободное время. В народе их уже переименовали в "каморки", но мы не против – звучит по-домашнему и хорошо запоминается.

С сентября мы начинаем активно применять игровые и соревновательные форматы. Для абитуриентов 2014 года, нынешних студентов, провели турнир по инженерной игре "Орбита". Уже в сентябре в МАМИ состоится большой междисциплинарный инженерный турнир: первокурсникам предстоит в сжатые сроки решить ряд инженерных проблем из разных областей, от хладотехники до IT, и реализовывать эти решения на практике. А в конце семестра, перед сессией, мы планируем провести недельную образовательную игру. Ее задача – дать студентам возможность применить на практике полученные в семестре знания и компетенции.

И очень важно, что в МАМИ собрана уникальная управленческая команда. Это ректор Университета машиностроения А.В. Николаенко, самый молодой ректор в России, проректор по развитию В.С. Тимонин, создатель системы инженерных соревнований "Формула Студент". Год назад позицию проректора по учебной работе занял Н.Ю. Анисимов, у него уникальный опыт работы в МГУ имени М.В.Ломоносова. С таким руководством удивительно легко работать: все действуют слаженно, решения принимаются вовремя, есть общее видение стратегии. Для серьезной реформы это главные условия успеха.

- Но все же главную роль в университете играют преподаватели. Что же они?

- Вообще изначально меня приглашали в МАМИ руководить именно факультетом повышения квалификации педагогических работников. Так что план в этой части разработан наиболее подробно: регулярные семинары, проектные сессии, программы внешних сертификаций. Я уже несколько лет координирую группу "Интерактивное образование", есть хороший контакт с экспертным сообществом. Понятно, кого пригласить для обмена опытом.

Работа, конечно, непростая: вузовские преподаватели не очень открыты к изменениям и не привыкли ожидать от реформ чего-то хорошего. Тем не менее, постепенно все приходят к согласию. Перед отпусками мы предупредили преподавателей о необходимости переработать программы, провели два семинара по новым образовательным технологиям. Одновременно с этим прошел конкурс на замещение должностей, существенно повысились зарплаты.

Кроме того нам удалось создать площадку для диалога преподавателей разных дисциплин и руководителей студенческих проектов: педагогическую конференцию. При этом формат ее работы необычный, это не серия докладов, а проектная сессия, во время которой участники детально расписывают образовательный результат каждой учебной темы, согласуют его между собой, меняют по итогам тематические планы. Похожая работа иногда ведется на кафедрах, но нам удалось объединить в общем диалоге преподавателей всех дисциплин первого курса, а это больше сотни человек. В зале проектной сессии все стены оказались оклеены разноцветными стикерами: "построение проекций на плоскость", "различение стилей речи", "основы устройства двигателя", "критическое мышление: первый этап" и др. Для конференции наши методисты разработали специальный "визуальный язык", помогающий построить междисциплинарное общение, перевести с языка "физиков" на язык "лириков" и обратно.

Главный эффект от конференции, конечно, социальный: преподаватели и руководители образовательных программ почувствовали себя одной командой, наладили диалог, прямо на месте решили ряд организационных вопросов. Думаю, теперь педагогическая конференция войдет в число университетских традиций.

- Образовательные программы запущены, что же дальше?

- Мы наметили несколько приоритетных направлений работы. Первое: больше руководителей образовательных программ с реальным опытом работы в отрасли. Сейчас, не скрою, здесь есть некоторый дефицит. Бывает, что один человек руководит пятью-шестью программами. Так что мы ищем людей, которым интересно приложить свой профессиональный опыт к подготовке инженеров.

Второе: больше проектов с работодателем. Несколько компаний из нашего партнерского пула уже предложили темы проектов для наших студентов. Идеальный пример такого проекта: компания ставит проектную задачу, студенческие команды разрабатывают и предлагают решения, компания их оценивает. Возможно, какие-то из решений идут в производство. Но даже если и нет, такой проектный конкурс – это серьезный "краудсорсинг", углубленный мозговой штурм.

Третье: экспертиза образовательных программ. Сейчас мы формируем экспертные советы из представителей компаний-работодателей, ведь уже к следующему учебному году нам предстоит программы обновить: действующие образовательные стандарты требуют от вуза проводить эту операцию ежегодно.



Категория: Образование | Добавил: lib_bkm (20.11.2014)
Просмотров: 766 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск по сайту

Блог инженера-механика

Статьи
[04.12.2016]
Терган В.С. (0)
[04.12.2016]
Оглоблин А.Н. (0)
[03.12.2016]
Гельфанд И.М. (0)
[22.11.2016]
Вязников Н.Ф. (0)
[20.11.2016]
Геллер Ю.А. (0)
[20.11.2016]
Афонин В.Л. (0)
[19.11.2016]
Гегузин Я.Е. (0)
[19.11.2016]
Богатов А.А. (0)
[19.11.2016]
Гаркунов Д.Н. (0)
[16.11.2016]
Гамынин Н.С. (0)

Статистика

Яндекс.Метрика


Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0



"Библиотека Машиностроителя" © 2016
Сайт управляется системой uWeb