Библиотека Машиностроителя
Среда, 24.04.2024, 00:00

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Каталог статей
Автомобили, мототехника [322]
Безопасность, экология [30]
Библиотека машиностроителя [620]
Воспитание [2]
Детские товары [9]
Здоровье [18]
Иностранные языки [20]
Интернет [36]
Искусство [11]
История [12]
Компьютеры [22]
Красота [3]
Культура [10]
Литература [120]
Материалы [102]
Машиностроение [39]
Мебель, интерьер [71]
Медицина [8]
Металлообработка [68]
Наука [38]
Недвижимость [18]
Новости [19]
Оборудование [136]
Образование [61]
Общество [9]
Одежда [8]
Отдых [8]
Питание [11]
По хозяйству [16]
Подарки [6]
Полезное [16]
Предприятия [275]
Приборы [19]
Продукция [89]
Производство [67]
Промышленность [136]
Психология [5]
Путеводитель [8]
Путешествия [39]
Работа [14]
Реклама [8]
Ремонт [128]
Садоводство, загородное строительство [106]
Связь [14]
Спорт [1]
Справочники [1]
Строительство [167]
Техника [100]
Технологии [54]
Товары [2]
Транспорт [102]
Услуги [93]
Учеба [4]
Финансы [4]
Цифровизация [20]
Школа [6]
Экономика, бизнес [50]
Электрика, электроника [53]
Энергетика [31]
Разное [1]

Главная » Статьи » Образование

Правда о современном высшем образовании

Что происходит на настоящий момент с отечественной системой высшего образования? Проблем много, они налицо. Например, в практику вошло выполнение дипломной на заказ, чего и близко не наблюдалось в высшей школе два – три десятилетия назад. На взгляд экспертов-аналитиков в происходящем следует выделить два основных аспекта: психологический (институциональный) и экономический (ресурсный).

Экономический аспект связан с перестройкой организации сферы высшего образования. В советское время достаточно простое устройство ВУЗов не требовало больших административных затрат на их поддержание. Это позволяло ВУЗам работать на конечную цель – подготовку специалистов. Идея заказать курсовую работу никому даже не приходила в голову, над своими научными работами студенты работали самостоятельно.

На сегодняшний день потребность в специалистах отсутствует, поэтому курсовые работы на заказ стали нормой студенческой жизни. ВУЗы-мутанты тратят огромные внутренние ресурсы на собственное существование, поддержание видимости нормальной работы, рейтинга для обеспечения вступительного конкурса. А в масштабе всей системы такие холостые затраты превращаются, фактически, в огромные растраты. Таким образом, ВУЗы-мутанты отсасывают экономические ресурсы общества и не выполняют свою главную функцию – обучение молодого поколения. Знания, время, деньги и энергия общества тратятся на поддержание внутрисистемных связей, что совершенно не способствует позитивному преобразованию общества.

Психологический аспект связан с диалектикой институтов (норм). В обществе, как правило, существует понятие нормы и понятие отклонения от нормы - патологии. Уравнивание в правах патологии и нормы приводит к одному результату – разрушению нормы.

Применяя эти понятия к современному высшему образованию, становится ясно, что норма – это напряженная учеба в ВУЗе с целью получения качественных знаний, а патология – это холостое пребывание в стенах университета без получения соответствующих знаний. В этом отношении правила не менялись никогда, не изменились они и сейчас – так всегда было и должно быть всегда.

Проблема состоит в том, что раньше норма обеспечивалась институционально, то есть общество создавало условия, препятствующие отклонению от нормы. Те, кто отклонялся от нормы, стремился, например, заказать курсовую работу, вполне мог быть отчислен и не получить высшего образования. Те же, кто соблюдал норму, получали определенный набор знаний.

Сейчас соблюдение нормы не обеспечивается институционально, её нарушение никак не наказуемо. Выпускник все равно закончит ВУЗ, даже если выполнит дипломную на заказ, и будет считаться полноценным квалифицированным специалистом. То есть вырисовывается грустная картина: режим холостого пребывания в ВУЗе с некоторых пор перестал быть патологией и превратился в норму, которой придерживаются большое количество членов общества. Однако в силу диалектических законов уравнивание в правах патологии и нормы может привести только к одному результату – к разрушению самой нормы.

Тогда возникает вопрос: если патология стала нормой, тогда зачем придерживаться прежней нормы? Зачем напрягаться, заниматься сложнейшей научной работой, если можно выполнить курсовые работы на заказ? Сейчас именно это и происходит: система высшего образования фактически попала в мощнейшую институциональную ловушку, из которой, по сути, нереально выйти без значительных социальных и экономических издержек.

Морально-психологическая инверсия нормального процесса обучения, к сожалению, затрагивает всех участников процесса обучения, то есть не только студенчество, но и профессуру. Учить кое-как или хорошо учить – вот дилемма профессуры. В силу меньших затрат второе предпочтительнее. Когда такая позиция закрепляется институционально, выбор предопределен.

Ситуация серьезная. Какая бы мрачная картина не вырисовывалась, надо помнить, что в образовании есть и уникальные профессора с высочайшим научным потенциалом, бескорыстно передающие знания молодому поколению, и пытливые студенты, самозабвенно грызущие гранит науки. Есть и отдельные университеты, отделяющие зерна от плевел. Кроме того, ситуация в некоторых научных направлениях стоит менее остро. Но это скорее лишь исключения. Массовые примеры неутешительны. Поэтому к решению данной ситуации нужно подходить масштабно.

 

Категория: Образование | Добавил: bkm (16.11.2011) W
Просмотров: 1813 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск по сайту

Блог инженера-механика

Статьи

Статистика

Яндекс.Метрика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

"Библиотека Машиностроителя" © 2024
Сайт управляется системой uWeb536870912