Библиотека Машиностроителя
Суббота, 03.12.2016, 12:39

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Каталог статей
Автомобили, мототехника [262]
Безопасность, экология [23]
Библиотека машиностроителя [326]
Воспитание [2]
Детские товары [9]
Здоровье [18]
Иностранные языки [20]
Интернет [35]
Искусство [11]
История [11]
Компьютеры [19]
Красота [2]
Культура [9]
Литература [60]
Материалы [57]
Машиностроение [34]
Мебель, интерьер [54]
Медицина [6]
Металлообработка [54]
Наука [31]
Недвижимость [16]
Новости [3]
Оборудование [81]
Образование [55]
Общество [9]
Одежда [7]
Отдых [7]
Питание [10]
По хозяйству [13]
Подарки [6]
Полезное [14]
Предприятия [265]
Приборы [12]
Продукция [66]
Производство [14]
Промышленность [135]
Психология [5]
Путеводитель [8]
Путешествия [36]
Работа [11]
Реклама [8]
Ремонт [108]
Садоводство, загородное строительство [82]
Связь [6]
Спорт [1]
Справочники [1]
Строительство [129]
Техника [86]
Технологии [44]
Товары [2]
Транспорт [56]
Услуги [68]
Учеба [4]
Финансы [2]
Школа [6]
Экономика, бизнес [45]
Электрика, электроника [29]
Энергетика [19]
Юмор [1]
Разное [114]

Главная » Статьи » Технологии

Рынок вторичных ресурсов и переработки отходов

Обсуждая тему вторичных ресурсов и переработки отходов применительно к российскому стройкомплексу, мы привыкли оценивать возможности производства новых изделий с использованием утилизированных материалов. И, надо сказать, в нашей стране ситуация с этим за последние 20 лет не улучшилась, а вот другие развитые в экономическом отношении страны добились на поприще рециклирования стройматериалов значительных успехов.

По официальной статистике Росстата и Счетной палаты по состоянию на конец прошлого года в РФ накоплено 90,0 миллиардов тонн отходов; совокупная площадь земельных участков, выделенных под их захоронение или складирование, составляет 4,2 миллионов гектаров. К сожалению, эти показатели в ближайшие 3-5 лет будут расти. На территории РФ действует 4600 официальных полигонов и около 32000 свалок (половина из них несанкционированные), на которых накапливаются отходы. А ведь эти полигоны и свалки при грамотном организационно-технологическом подходе могли бы стать поставщиками сырья (вторичных ресурсов) для последующей переработки. Потенциал вторичных ресурсов поистине колоссален, тем более уже есть позитивный мировой опыт по производству из отходов новых материалов для возведения различных народнохозяйственных объектов: дорог, зданий и сооружений, объектов инфраструктуры.

Сегодня в России перерабатывается лишь 10-12% ТБО (твердые бытовые отходы), этим занято 334 специализированных предприятия. В масштабах страны это капля в море. Конечно, есть ряд направлений, в которых ситуация может быть признана условно-удовлетворительной.

Так, вторичное использование каменных материалов после демонтажа отслуживших свой срок зданий и сооружений достигает 67%. Это так называемый бой бетона и других каменных материалов, с помощью которого монтируется дорожная одежда (гравийный слой по земляному полотну). Однако действующие нормы и стандарты проектирования не допускают использовать бой при строительстве и реконструкции автодорог федерального и регионального значения, да и для трасс межмуниципального значения действует ряд ограничений. Но данные вторичные ресурсы успешно применяются при строительстве складских и стояночных площадок, тротуаров и пешеходных дорожек. Однако сам показатель в 67% отнюдь не является свидетельством высокой эффективности использования этих вторичных ресурсов. В развитых странах Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии данный показатель варьирует в пределах 92-95%.

Значительно лучше ситуация на рынке вторичных ресурсов и переработки лома черных и цветных металлов. В частности, общий процент рециклирования черного металлопроката и металлоизделий достигает 85%, а цветных металлов и сплавов 98%. Причем некоторые виды металлопродукции получают "вторую жизнь" без предварительной комплексной переработки. Так, трубный прокат нередко используется повторно, если специальная строительная экспертиза подтверждает его качество, надежность и приемлемые эксплуатационные показатели. Немного хуже ситуация обстоит с такими изделиями фасонного проката, как металлический швеллер и балка. Причины вполне понятны - при их демонтаже нередко случаются деформации и повреждения, не допускающие последующую безаварийную эксплуатацию в качестве несущих конструкций. Но, во всяком случае, с переработкой металлов в нашей стране дело обстоит вполне сносно.

Что касается всех остальных материалов строительной отрасли в смысле их переработки и повторного использования, то больше похвастаться нечем. А ведь в других странах переработка отходов и рынок вторичных ресурсов выделены в отдельную, вполне самостоятельную экономическую отрасль, поддерживаемую на уровне правительств и нередко субсидируемую. Отметим, кстати, что эта отрасль вторичного рециклирования отходов почти в 1,5 раза эффективнее первичной добычи сырья, что означает прямую и весьма существенную экономию материальных и энергетических ресурсов.

К сожалению, на законодательном уровне проблемами утилизации и повторной переработки отходов наша страна озаботилась совсем недавно, всего 2-3 года назад. Вопросы создания и развития нового отраслевого направления, управления качеством производств, применимости технологий и сбыта продукции из вторичных ресурсов еще только предстоит проработать и согласовать на всех уровнях. Положительный западный опыт подсказывает направление, в котором следует двигаться. Там еще два десятка лет назад законодатели стали предусматривать ответственность производителей или импортеров продукции за ее сбор и утилизацию после того, как закончатся нормативные сроки эксплуатации. Введены регламентные утилизационные сборы, которые поступают в соответствующие государственные фонды. Именно на собранные финансовые средства организуются высокоэффективные предприятия по переработке отходов, из этих же фондов производится их частичное субсидирование, благодаря чему рентабельность переработки вторичных ресурсов достаточно высока и стабильна. В нашей стране утилизационные сборы предусмотрены пока только на транспортные средства, а вот в других странах сборы применяются практически к любой производимой или импортируемой продукции.

Не будем забывать о потенциальной экологической опасности любых полигонов и свалок, какие бы защитные мероприятия в процессе их обустройства не реализовывались. Многие отечественные ученые сходятся во мнении, что массовое загрязнение водоемов и болезни лесов в нашей стране вызваны именно брошенными отходами, которые являются удобной средой для развития вредителей и болезнетворных бактерий. Российские ученые, конечно же, занимаются данной тематикой, приводя пугающие факты и исследовательские данные. Они же предлагают реальные, вполне экономичные и научно-оправданные решения проблем с отходами, включая вопросы их системного сбора, рассортировки и массовой вторичной переработки. Но без поддержки государства рынок вторичных ресурсов в нашей стране так и будет стагнировать, а экономика потреблять избыточное сырье, создавая повышенную энергетическую нагрузку на экономику и негативное экологическое давление на среду обитания.

Проблема требует глобального переосмысления и оперативных действий, поскольку, если ситуация не станет улучшаться, она может выйти из под контроля. А любые мероприятия по ликвидации экологических бедствий значительно дороже и сложнее, чем системная работа по сохранению сырьевого баланса и улучшению среды обитания за счет развития рынка вторичных ресурсов на благо общества.

Авторская статья предоставлена веб-студией "Дело в гору!"



Категория: Технологии | Добавил: lib_bkm (04.10.2014)
Просмотров: 547 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск по сайту

Блог инженера-механика

Статьи

Статистика

Яндекс.Метрика


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0



"Библиотека Машиностроителя" © 2016
Сайт управляется системой uWeb