ПРЕДИСЛОВИЕ
Задача, поставленная Партией и Правительством по выпуску машин, не уступающих лучшим мировым образцам, неразрывно связана с повышением их надежности.
В представленном издании конструкция
огневых предохранителей не рассматривается.
Осуществление этой задачи возможно только на базе новейших достижений науки, техники и передового опыта. Большое значение в решении этой проблемы имеет освоение новой технологии получения покрытий, в частности распыленными материалами, широко применяемой в автотракторной и текстильной промышленности, в сельскохозяйственном машиностроении, на предприятиях пищевой промышленности и в ряде других отраслей народного хозяйства.
В книге изложены новейшие достижения теории и практики покрытий распылением по материалам конференций 1960 — 1964 гг.
Разделы «Процесс металлизации напылением и свойства покрытий», «Свойства покрытий, нанесенных металлизацией», «Применение металлизации для получения антифрикционных покрытий» и «Применение металлизации для нанесения покрытий на неметаллические материалы» написаны д-ром техн. наук Н. В. Катцем.
Раздел «Аппаратура для нанесения покрытий» написана инж. Е. В. Антошиным.
Раздел «Технологические процессы нанесения покрытий напылением» (за исключением раздела «Обработка напыленных покрытий») и раздел «Металлизация при восстановлении и изготовлепии деталей» написаны д-ром техн. наук Д. Г. Вадивасовым.
Введение и раздел «Обработка напыленных покрытий» написаны инж. Г. Д. Вольпертом.
Раздел «Применение металлизации для защиты металлов от коррозии» написан инж. Л. М. Камионским.
ВВЕДЕНИЕ
Восстановление изношенных деталей машин и возвращение им высоких эксплуатационных свойств, постепенно утерянных во время работы вследствие износа, является важнейшей проблемой ремонтной техники и технологии. Прогресс технологии дает возможность использовать различные металлы, сплавы и псевдосплавы, нанося их на поверхность деталей из тех или иных материалов для защиты от износа, коррозии, а также для восстановления размеров, получения антифрикционных изделий и т.п.
Покрытия могут быть однослойными или многослойными. Последние создают путем постепенного наращивания одного или нескольких слоев различных металлов.
При выборе способа покрытия необходимо учитывать свойства получаемого поверхностного слоя в комплексе со свойствами наращиваемых изделий. Разнообразие условий эксплуатации определяет сложность выбора устойчивого покрытия. К покрытиям часто предъявляют требования сохранения жаростойкости, жаропрочности, коррозионной стойкости, высокой теплопроводности, антифрикционных свойств, износоустойчивости при переменных, контактных, ударных, статических нагрузках или при нескольких видах нагрузок, действующих на изделия одновременно.
Свойства, а часто и состав покрытия — не такие, как у исходного металла, применяемого для наращивания. Так, технически чистый алюминий плавится при температуре 657 С, а покрытие из напыленного алюминия плавится при температуре около 1000 С. Твердость алюминия в исходной проволоке равна НВ 21, а после распыления повышается до НВ 26 — 40. Свойства цинка также резко меняются в процессе нанесения покрытий распылением. Цинковая проволока имеет температуру плавления 419 С. В процессе распыления, плавления и нанесения, при которых образуются окислы, температура плавления цинкового покрытия повышается до 600 С. Покрытия из цинка более пористы, лучше прирабатываются и значительно износоустойчивее, чем исходный технически чистый металл, и в отличие от него способны впитывать много смазки.