В монографии изложена новая технология формообразования спиралей шнеков методом холодной навивки, прокатки и штамповки.
Эта технология способствует повышению точности обработки деталей, снижению материалоёмкости изделий, повышению производительности труда в машиностроении и приборостроении. Разработки автора введены в нормали Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и используются на предприятиях отрасли с годовым экономическим эффектом 500 тыс. руб.
Нормативные материалы приведены но состоянию на 1 января 1985 г.
Для научных и инженерно-технических работников, преподавателей, студентов соответствующего профиля.
Табл. 8 Ил. 69. Библиогр.: 86 назв.
ПРЕДИСЛОВИЕ:
В создании материально-технической базы коммунизма большое значение имеет повышение эффективности общественного производства, одним из важных путей которого является снижение материалоёмкости изделий, экономия сырья и материалов, рост производительности труда. Этим вопросам уделено большое внимание в решениях съездов КПСС и постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР.
Множество различных сельскохозяйственных и дорожных машин, оборудование пищевой и лёгкой промышленности, целый ряд строительных и транспортных устройств машин животноводческих ферм и металлорежущего оборудования оснащены шнековыми механизмами. При их производстве важным звеном технологического процесса является изготовление спиралей.
В зависимости от конструктивных параметров винтовых лент, условий работы и программы выпуска выбирают способ их изготовления, определяющий экономичность, долговечность и точность изделия. Наиболее прогрессивный — способ навивки спиралей на оправку из полос прямоугольного или другого вида сечений, который не требует дорогостоящего специального оборудования, отличается большой экономичностью, износостойкостью изделий, точностью изготовления. Однако он не нашёл широкого применения на практике, так как при значительном отношении высоты сечения полосы к ее толщине процесс изгиба происходит неустойчиво, полоса ложится на оправку, наблюдаются разрывы металла и гофрообразование по внутренней кромке,
С увеличением производительности машин, оснащенных шнеко-выми механизмами, увеличились их габаритные размеры в особенности наружные диаметры шнеков, возросли и удельные нагрузки. Увеличение наружного диаметра целесообразно вести в возможных пределах коэффициента вытяжки. Превышение его приводит к летехнологичиости конструкции, изготовлять которые приходится штамповкой со сваркой или прокаткой с подогревом.
В 1964—1985 гг. при участии автора разработаны и внедрены в производство методы холодной прокатки и навивки спиралей шнеков, штамповая технологическая оснастка. Многие из представленных разработок защищены авторскими свидетельствами. Пять устройств и стенд введены в нормали Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.
В литературе имеются разрозненные материалы по разработке и исследованию конструктивных параметров винтовых лент» изготовляемых данными методами,
В предлагаемой монографии сделана попытка обобщить и систематизировать данные теоретических и экспериментальных исследовании, а также накопленный производственный опыт по проектированию, эксплуатации специального оборудования и оснастки.
Поэтому в работе рассмотрим обшие закономерности навивки и прокатки, влияние технологических факторов на энергетические параметры, вопросы технологичности винтовых лент, оборудования для их изготовления, распределение скоростей при прокатке по ширине полосы, условия её захвата, а также построение математической модели напряжённо-деформированного состояния металла. Приведём практические рекомендации по выбору прогрессивных схем изготовления винтовых лент, конструкции оборудования, приспособлений, штамповой технологической оснастки и использованию ЭВМ в технологических и конструкторских разработках.
В заключение выражаем признательность канд. техн. наук, доц. С.А. Дубиняку, инженерам Р.М. Рогатынскому, М. И. Пилипцу и О.И. Дубику за содействие в разработке отдельных вопросов при подготовке рукописи.