Рассматривается взаимодействие твердых тел при внешнем трении в зоне предварительного смещения. Приводятся выражения для вычисления коэффициента внешнего трения покоя при упругих и пластических деформациях в зонах фактического касания, учитывающие представления о молекулярно-механической природе внешнего трения.
Описываются оригинальные способы определения молекулярной составляющей коэффициента трения и фрикционных параметров.
Приводятся механизм образования фактического контакта в зоне-насыщения контакта и формулы для вычисления площади фактического касания и сближения в статике и при скольжении.
Книга предназначена для широкого круга научных работников,, аспирантов, инженеров и студентов.
ВВЕДЕНИЕ
Современное развитие техники характеризуется повышенными требованиями к качеству машин, которое неразрывно связано
износостойкостью их подвижных сочленений. При внешнем трении износостойкость определяется силовыми взаимодействиями твердых тел [86, 95, 122] и влиянием на это взаимодействие среды, в которой они работают. Силовое взаимодействие твердых тел при .трении, помимо его влияния на износ, обусловливает энергетические потери при работе машин, а также при осуществлении разнообразных технологических процессов. Поэтому определение сил трения имеет самостоятельное значение и учет их важен для широкого круга задач, например, задач теории пластичности и упругости [72, 212, 275], при обработке металлов резанием [146, 193], в теории машин и механизмов [155, 203] и т. д.
Существуют в основном три типа узлов трения. К первому .типу относятся узлы, в которых требуется иметь минимально возможный в данных условиях коэффициент трения, например, в подшипниках скольжения, в направляющих, в зубчатых передачах, при скольжении лыж по снегу или грунту, в различных технологических процессах при обработке металлов резанием и давлением. В этих случаях между твердыми телами проявляется трение скольжения.
Ко второму типу узлов относятся пары трения, в которых требуется значительный коэффициент трения и в то же время небольшой износ трущихся деталей (фрикционные муфты сцепления, тормоза, фрикционные вариаторы и т. д.). Износ деталей является функцией коэффициента трения и возрастает при увеличении последнего. Поэтому в данных условиях коэффициент трения должен быть оптимальным и обеспечивать, с одной стороны, небольшой износ, с другой — достаточную силу трения.
К третьему, пожалуй, наиболее распространенному типу относятся пары трения, в которых требуется максимальный в данных условиях коэффициент трения. К этому типу относятся все сочленения, в которых внешнее трение используется для предотвращения относительного скольжения деталей, например, соединения прессовые, с натягом, болтовые, заклепочные, соединения нитей в тканях, устройства для передачи движения с помощью сил трения.
Программу для просмотра книг в формате DJVU беремЗДЕСЬ