В брошюре освещается деятельность выдающихся русских механиков первой половины XIX столетия - строителей разнообразных машин и станков, изобретателей первого русского паровоза, крепостных мастеров Нижне-Тагильских заводов Демидова Ефима Алексеевича и Мирона Ефимовича Черепановых.
Автор дает описание "механического заведения", устроенного Черепановыми в Выйском заводе; машин, созданных талантливыми изобретателями; подробно описывает ход строительства, устройство и результаты работы двух «пароходных дилижанцев» — паровозов Черепановых; рассказывает о постройке ими первой русской чугунной железной дороги с паровой тягой на Нижне-Тагильских заводах.
В брошюре приводятся новые документы, дополняющие известные советскому читателю материалы о техническом творчестве Черепановых.
Брошюра предназначена для широких кругов инженерно-технических работников, а также для всех интересующихся историей отечественной машиностроительной техники.
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Имена простых русских людей Ефима Алексеевича и Мирона Ефимовича Черепановых, благодаря исследованиям советских историков, заняли выдающееся место в истории техники, в истории развития нашего отечественного машиностроения.
В первой половине XIX в., в глухую пору крепостничества, талантливые крепостные изобретатели-механики Черепановы создали на Урале, на Нижне-Тагильских заводах Демидовых, одно из первых в России и крупное для того времени «механическое заведение», ставшее центром передовой технической мысли. Здесь Черепановы строили оригинальные заводские и рудничные машины, создавали станки и машины для производства машин. Самым замечательным делом Черепановых было изобретение одного из первых в мире паровозов, строительство двух первых русских паровозов, создание первой железной дороги в России с паровой тягой.
После великих русских изобретателей И. И. Ползунова — творца первой в мире универсальной паровой машины для заводских нужд — и К. Д. Фролова, создавшего целую рудничную систему машин, приводившихся в действие центральным двигателем, Е. А. и М. Е. Черепановы обогатили теорию и практику отечественного машиностроения наиболее смелыми техническими решениями.
Литература:
А. Д. Карцев, Паровоз Черепановых, Трансжелдориздат, 1939 г.
В. В. Данилевский, «Русская техника», 1948 г.
В. С. Виргинский. Возникновение железных дорог в России до начала 40-х годов XIX века, Гострансжелдориздат, 1949 г.
Л. Б. Януш, Русские паровозы за 50 лет, Машгиз, 1950 г.
Журн. «железнодорожный транспорт» № 6, 1951 г.
Д. Кашинцев, История металлургии Урала, т. 1, 1939 г.
С. Струмилин, Черная металлургия в России, 1935 г.