В книге, написанной группой ведущих английских специалистов, рассмотрены вопросы расчета и проектирования подшипников с газовой смазкой, даны рекомендации по обеспечению устойчивости подшипников и выбору материалов, а также описаны методы изготовления и контроля деталей подшипников.
Подшипники с газовой смазкой способны работать при высоких скоростях, высоких и низких температурах; они невосприимчивы к радиации и химически активной среде, надежны и долговечны. В книге описаны разнообразные применения подшипников с газовой смазкой в криогенной технике, ядерной энергетике, точном приборостроении и станкостроении.
Книга представляет интерес для инженеров и конструкторов, занимающихся проектированием и разработкой подшипников и опор. Теоретические вопросы изложены с предельной простотой, поэтому она доступна и полезна также студентам технических вузов.
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
История газовой смазки начинается с 1854 г., когда впервые было предложено использовать в качестве смазки подшипников скольжения воздух. Первые результаты экспериментов с воздушными подшипниками и теоретические данные были опубликованы соответственно в 1897 и 1913 гг., но теория и практика применения газовой смазки сформировались в самостоятельную научно-техническую дисциплину только за последние десять лет. Это связано с тем обстоятельством, что подшипники с газовой смазкой нашли применение в таких новых, интенсивно развивающихся отраслях, как криогенная техника, ядерная энергетика, вычислительная техника, точное приборостроение и т. д.; они проникают также в станкостроение, пищевую и текстильную промышленность, вытесняя там, где это экономически целесообразно, подшипники качения или подшипники с масляной смазкой.
Подшипники с газовой смазкой разделяются на два основных типа: подшипники с внешним наддувом и самогенерирующиеся подшипники. В подшипнике с внешним наддувом избыточное давление, уравновешивающее внешнюю нагрузку, создается за счет подачи сжатого газа в зазор между шипом и подшипником от внешнего источника. Такой подшипник обладает несущей способностью при любой относительной скорости поверхностей шипа и подшипника. Газовая пленка, разделяющая поверхности самогенерирующегося подшипника, возникает вследствие увлечения окружающего подшипник газа в зазор между шипом и подшипником в результате относительного движения их поверхностей. Подобный подшипник по конструкции проще подшипника с внешним наддувом, поскольку не нуждается в системе питания, но он не обладает
несущей способностью при отсутствии движения шипа. В некоторых подшипниках газовая пленка и избыточное давление создаются одновременно за счет внешнего наддува и высокой относительной скорости вращения шипа. Такие подшипники называются гибридными.