Магистральный трубопровод – инженерно-техническое сооружение, предназначенное для переброски на значительные расстояния больших объемов нефтегазопродуктов. С учетом российских просторов именно бесперебойная работа магистральных трубопроводов является стратегической основой для развития экономики и жизни в целом. Ведь иные способы доставки нефти и газа из мест их добычи зачастую оказываются или «заоблачными» по цене, или попросту невозможными.
Проектирование и строительство магистральных трубопроводов требует учета большого количества факторов, включая свойства транспортируемой среды, необходимый объем поставок, климатические и сейсмические условия районов, через которые протянется «нитка», рельефы местности и множество других. Исходя из расчетов определяется вид труб большого диаметра, которые составят будущее сооружение, способ их прокладки, расположение компрессорных станций и их мощности.
Основной показатель – рабочее давление, под которым будет транспортироваться продукт. Чем выше давление, тем больше производительность всей системы в целом. К трубопроводам первого класса относятся сооружения, рассчитанные на давление от 2,5 до 10 МПа.
Второй показатель, напрямую влияющий на производительность сооружения – естественно, диаметр трубы. В трубопроводах первого класса используются трубы большого диаметра, составляющего 1000 мм и более.
Сегодня в качестве «главного элемента» магистральных трубопроводов применяются трубы больших диаметров, изготовленные из различных материалов. Но по-прежнему по совокупности характеристик в лидерах находятся стальные трубы, прошедшие «специальную подготовку» для работы с тем или иным транспортируемым веществом, или, например, для работы в условиях аномально низких температур. Прочность, надежность, долговечность – главные достоинства труб из стали.
Выбор способа прокладки диктуется климатическими условиями района, рельефом местности, наличием на «пути следования» населенных пунктов, железных и автодорог. При наземной прокладке необходимо предусмотреть дополнительную защиту трубопровода от возможных внешних воздействий, атмосферных осадков и солнечного света. При подземной укладке трубы большого диаметра находятся в более «комфортных» условиях, но, естественно, такой способ обходится дороже по цене. Для «прохождения» водных преград может применяться укладка труб по дну водоема или укладка на специально возведенные мосты и понтонные переправы. И на любом участке пути одно из главных требований к трубопроводной системе – экологическая безопасность.
Прокладка новых трубопроводов высокой производительности, реконструкция и увеличение мощностей действующих – задача, которая в нашей стране решается постоянно. Естественно, такая работа требует регулярных поставок качественных трубных изделий, готовых «трудиться» в самых сложных условиях.
Производство стальных труб больших диаметров для возведения магистральных трубопроводов составляет значительную часть в продукции Загорского трубного завода. Так, выпускаемые подмосковным предприятием электросварные прямошовные трубы диаметром 530-1220 мм рассчитаны на давление до 11,8 МПа и могут применяться в трубопроводах первого класса. |