При строительстве дорог, которые проходят на искусственно сооруженной возвышенности, большое внимание уделяют непосредственно насыпям. Укрепление склонов – задача, занимающая первое место во всем проекте, и в последние годы ее рассматривают не только со стороны техногенной, но и как природную систему. Биологической составляющей всего сооружения из бетона и камня также являются и растения. Территория, которая примыкает к автомобильной трассе, должна быть не только инженерным строением, но и иметь устойчивый к нагрузкам, оползням и эрозиям почвы естественный ландшафтный дизайн.
Дорожные откосы – самый уязвимый участок в плане последующего восстановления естественной растительности, так как все внимание строительных организаций и заказчика направлено в основном на повышение надежности дорожной конструкции. Только в паре с обеспечением устойчивости земляного покрова и укреплении берегов рек, если таковые есть, дорога будет стоять десятки и даже сотни лет без деформации покрытия и разрушения обочин.
Автомобильные насыпи являются инженерными укреплениями, нарушающими расчленением трассой общего природно-территориального комплекса и всего близ лежащего ландшафта на определенный промежуток времени. Уравновешивание экосистемы, конечно же, со временем произойдет, но это не входит в рамки строительного периода. Дорога естественно будет введена в эксплуатацию, но она будет работать в конфликтном режиме. Чтобы избежать некоторых нюансов, связанных с нарастанием технических нагрузок в период строительства и нескольких первых лет эксплуатации, необходимо уделит максимум внимания искусственному озеленению и укреплению насыпей.
Существует более 20-ти видов укреплений, выполняемых с помощью механизмов и вручную. Наиболее распространенными из них является засыпка природными породами, такими как глина или глинобетон, щебень. Затем идут деревянные конструкции, которые заливают раствором бетона и железобетонные плиты. Укрепление откосов дорог и даже возведение подпорных стенок производится также и с помощью габионов. Также применяются и геосинтетические материалы. Например, если применяется георешетка, то только в этом случае есть три способа укрепления – заливка ее ячеек бетоном, засыпка щебнем, гравием или песком. В последнем случае применяется грунт и посев травы механизированным или ручным путем (зависит от степени наклона и площади территории).
Типы укрепления также зависят и от воздействия на них паводковых вод. Есть затопляемые, подтопляемые, и неподтопляемые склоны. Только в двух последних случаях эффективными будут биолого-технические меры защиты, которые предусматривают зеленые насаждения. Если же насыпи затопляемые, то тогда есть смысл строить подпорные стены из габионных конструкций, которые как монолитное сооружение простоят около века. Но, возвратимся к теме укрепления растениями. Если учитывается влияние растений на устойчивость склона, то тогда почвенно-растительный покров должен быть охранным. Главная его задача заключается в защите территории от эрозии почвы, вызванной поверхностным стоком дождевых вод и таяния снежных масс. Но и недостаток влаги тоже может привести к эрозии, связанной с воздушными массами. Важной задачей в таких засушливых местах является орошение.
Подбор посадочных культур – важный аспект в формировании дорожной конструкции. Для устойчивости геосистемы мало использовать один вид растительности. Необходимо использовать для посева несколько луговых трав и в некоторых случаях также высаживать мелкие кустарники с разветвленной корневой системой, которая обеспечит 100% защиту от эрозии почвы. |