Проектирование вокзального комплекса во многом зависит от установленной схемы его эксплуатации, а также организации перемещения транспорта и пешеходов. Характер размещения перронов по отношению к пассажирским зданиям определяет решение централизованных, блокированных и павильонных комплексов. Централизованный вариант представлен компактным, отдельно стоящим зданием вокзала. Для блокированного комплекса характерно несколько между собой связанных объемов. В павильонных композициях используют большую площадь застройки, растянутость пешеходных и инженерных коммуникаций.
Наиболее распространенными считаются решения вокзальных зданий, у которых залы вытянуты по направлению перронов с установленными опорами освещения. Этот прием является традиционным для вокзалов любого вида транспорта (сухопутного, водного и воздушного) поскольку максимально приближает к перрону помещения, с находящимися в них пассажирами. Расположение касс, справочных бюро, отделений связи, камер хранения, а также залов ожидания и учреждений «сопутствующего» обслуживания должно выдерживать последовательность. Это требуется во избежание возвратного перемещения, недопущения пересекаемых потоков, а также с целью разделения основных путей движения пассажиров, как прибывающих, так и отправляющихся.
При значительной протяженности здания оправдано использование открытых проемов, посредством которых можно оказаться на привокзальной площади, а не обходить его по периметру. Взаимно перпендикулярная расположенность вокзала и перрона позволяет легкому соединению с платформами, превращая корпус здания или же часть его в переходной мост. В компактном централизованном решении с широким корпусом путь перемещающихся пассажиров несколько удлиняется. Поэтому применение его оправданно при охватывании здания перронами с 2-х или даже нескольких его сторон.
Расположение основных объектов, с прокладкой кабеля и других коммуникаций, и взаимосвязь между ними придают вокзальному зданию состояние компактности либо расчлененности, статичности либо динамичности. При этом наравне возможно использование приемов контраста или же нюанса, к примеру, заключающихся в резком противопоставлении горизонтальных и вертикальных объемов, поверхностей с различными фактурами. Или же наоборот, получение мягкой пластики перечисленных объемов с применением тонкого горизонтального, вертикального и криволинейного разделения. В поисках образа вокзального комплекса перспективно использование городского и природного окружения. Художественно-эстетической выразительности можно достичь посредством соседства старого и нового сооружений.
|