Авиазондирование морской поверхности с борта самолета с применением разработанного ИК-радиометра подтвердило высокую точность и стабильность измерений температуры в натурных условиях.
Были проведены испытания изготовленного лабораторного образеца ИК-радиометра. Целью испытаний являлась проверка функционирования автоматического инфракрасного радиометра АИР-2М в условиях работы летающей лаборатории Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО). Поскольку прибор устанавливается на борту самолета, отрицательными факторами, влияющими на функционирование прибора являются вибрации, пониженная температура окружающей среды и ее изменения в период полета, воздушные потоки, задувающие во входное окно радиометра.
Для проведения испытаний прибор был временно установлен в технологическом окне в хвостовой части самолета. Испытания проводились во время исследовательского полета над Белым и Баренцевым морем.
Параллельно проводились измерения температуры поверхности моря с помощью более старой модели радиометра - АИР-2. В результате визуального сравнительного анализа показаний двух приборов было установлено, что стабильность выдачи данных измерений у нового прибора выше - отсутствуют резкие, не обусловленные изменениями тепловых характеристик подстилающей поверхности, скачки температуры на 0,1 ...0,2 °С.
Дисперсия показаний нового радиометра, вычисленная для массивов данных, снятых на различных участках полета, не превышает 0.05 градуса, что свидетельствует о соответствии реальных технических возможностей прибора с параметрами технического задания.
Результаты измерений, полученные при испытании ИК-радиометра хорошо коррелировались с данными о температуре воды, полученными с помощью синхронных контактных измерений на судах.
За время испытаний не было выявлено заметных отрицательных влияний на показания прибора и качество измерений со стороны таких природных факторов, как волнение моря (в течение полета оно изменялось от штиля до 3 баллов), скорость и направление ветра, наличие дымки над поверхностью воды. Изменение высоты полета также не внесло негативных изменений в работу прибора. |