Открытие определяется как крупное достижение в процессе познания природы, в корне меняющее его уровень. Это главный результат деятельности ученого. Создание связанной с открытием концептуальной системы обычно растягивается во времени. Для открытия необходимы социальные и научные предпосылки.
Первоначальное оформление новой системы за редкими исключениями, когда ее авторами бывают такие гиганты мысли, как Ньютон и Эйнштейн, отличается от ее редакции на зрелой стадии, когда реализуется вся ее потенция. Обычно новая система содержит реликтовые элементы, и ее создатель не вывел все возможные следствия. Понятие открытия разумно относить не к первому акту экспериментального обнаружения чего-то нового, а к выработке нового знания. Подлинное открытие происходит тогда, когда оно включается в новую систему представлений или когда ясно осознается его противоречие с существующей концепцией со всеми вытекающими отсюда последствиями — необходимостью коренной реформы или смены этой концепции.
Дальнейшее развитие уже сделанного открытия состоит в последовательном распространении родившейся мысли на всю данную область познания, в проверке ее на частностях, в выработке на ее основе цельной картины, объясняющей весь данный круг явлений в целом.
Каждое подлинно научное теоретическое открытие непременно имеет определенный фактический фундамент — иначе неизбежно впадение в натурфилософствование. Эмпирическое открытие на первых порах не содержит в себе объяснение наблюденного факта и ограничивается лишь его констатацией и описанием. Теоретическое же открытие представляет собой обобщение фактов, установление и раскрытие внутренней связи между ними с целью их объяснения и раскрытия сущности.
Основополагающим в открытии является метод. Метод есть совокупность подходов, приемов, способов и правил, которые исследователь применяет для получения новых знаний и фактов, открытия новых законов и категорий, формулирования новых законов и постулатов, совершенствования теории и выработки обоснованных практических рекомендаций. Метод является отображением существенных связей и сторон предметной области. Нет пользы от теории без реализующего ее метода. Научным результатом может считаться лишь метод, имеющий теоретическую основу.
Метод включает разнообразные эмпирические, технологические и теоретические процедуры и приемы, систематическое применение которых приводит к достижению поставленной цели: «Достоинство хорошей методы состоит в том, что она уравнивает способности: она вручает всем средство легкое и верное» .
На основе метода для решения более частных задач, для практиков и для специфических условий применения составляются методики. Методики теоретического исследования в диссертациях ориентированы на работу со знаковыми объектами. |