Тоннель или туннель – это слово произошло от английского «tunnel». Оно означает искусственное подводное или подземное сооружение, предназначенное для перемещения воды, движения транспорта, прокладки коммуникаций, а также размещения производственных помещений или других целей. Мероприятия по их прокладке могут выполняться открытым и закрытым способами, которые также отличаются технологиями проведения строительных работ.
Строительство тоннелей в наше время
Строительство тоннелей – это чрезвычайно сложный процесс, требующий больших знаний и грамотного проекта. При производстве работ применяется специальное оборудование, такое как специальные шахтные бурильные установки - УБШ, и другие агрегаты, сконструированные для работы в специфических условиях. Строительство всегда сопряжено с тщательным проведением предварительных исследований и геологических изысканий, а также значительными временными и денежными затратами.
Сегодня в крупных городах возведение различных сооружений под землей и прокладка тоннелей является довольно актуальным направлением в строительстве. Для этого применяют новейшие технологии, позволяющие производить работы, которые еще 10 лет назад выполнить было бы невозможно. Конечно, сочлененные самосвалы и другие грузовики по-прежнему нужны для вывоза породы, но прокладка часто осуществляется точечным методом. Он позволяет буквально с хирургической точностью проводить работы в условиях плотной городской застройки.
Виды тоннелей
Для прокладки тоннелей используют разные технологии и способы, среди них горный, щитовой и специальный. Работы могут выполняться не только с помощью УБШ, проходческих комбайнов, но и с применением ручной разработки грунта, немеханизированных щитов, методов продавливания и прокола. Тоннели могут быть горизонтальными или наклонными, они подразделяются на группы по местоположению и назначению.
В зависимости от местоположения подземные сооружения бывают таких видов:
- горные – через водоразделы, возвышенности и горные хребты;
- подводные – под руслами рек или морских проливов;
- равнинные, к ним относятся также городские.
По своему назначению их можно разделить на 7 групп:
- автодорожные;
- железнодорожные;
- для метрополитенов;
- для коммунальных нужд;
- гидротехнические;
- для горной промышленности;
- специального назначения.
Трудно представить, как обходились бы современные мегаполисы без метрополитенов, подземных сооружений и переходов, транспортных развязок с помощью тоннелей. Эти сооружения позволяют сделать максимально безопасным движение транспорта и людей, сократить и облегчить время передвижения, а также скрыть доступ к городским коммунальным сетям. |