Около века назад интеллект был бесспорным в своем определении: это синонимом интеллектуальных способностей. Но как только кто-то задался вопросом, из чего складываются эти самые интеллектуальные способности, как жить стало намного интереснее. Ум как таковой стал разделяться: кроме общих способностей, явился на свет практический интеллект, речевой (устный) интеллект, «умение действовать в уме» и т.д.
Понятие «эмоциональный интеллектэмоциональный интеллект» появилось сравнительно недавно (в 1990 году) и сразу вызвал значительный интерес, а также множество обвинений в профессиональных сообществах. Вроде бы, несерьезный какой-то вид интеллекта, но если копнуть поглубже, значение управления эмоциями вполне очевидно.
С 40-х годов прошедшего столетия много раз предпринимались исследования, основной задачей которых было выявление связи школьных, университетских учебных достижений с последующей успешной или неудавшейся жизнью учеников. И каждый раз итоги исследований не укладывались ни в одну из существующих закономерностей. Некоторые успешны – другие наоборот, одни удовлетворены собственной незаметной жизнью – другие не находят себе места от ощущения чего-то упущенного. Несмотря на солидные достижения, одним требуются сумасшедшие усилия для достижения своих целей, другие все получают легко. Все правильно: оценки, полученные на школьной скамье, никогда не были и вряд ли будут показателем того, насколько хорошо человек управляется с жизненными препятствиями.
Для того чтобы добиваться собственных целей в настоящее время очень важен навык установления хороших отношений с людьми: понимание чьей-то реакцию и умение предсказывать эту реакцию, приходить к соглашению и сотрудничать, быть симпатичным для окружающих людей, наконец. Это и есть эмоциональный интеллектэмоциональный интеллект. Это легко дается далеко не всем: есть вещи, отнюдь не способствующие этому.
Непонимание невербальных сигналов. Наблюдается приблизительно у каждого 10-го ребенка: плохое чувство или вовсе отсутствие чувства личного пространства общающегося с ним человека, неспособность установить зрительную взаимосвязь, неспособность начать, вести или в подходящий момент окончить разговор, ложная интерпретация выражения лица беседующего с ним.
Поведение, говорящее об уходе от конфликта. Человек, обделенный любовью, одинокий, отягченный заботами, абсолютно не склонен к взаимодействию с окружающими. Он выберет хандру в сторонке вместо того, чтобы попробовать решить свои проблемы.
Агрессивность. Недружелюбных не любит никто – ни дети, ни взрослые. Человек, избравший агрессию как основную (а часто даже единственную) реакцию на происходящее с ним, очень быстро оказывается изолирован.
Исследования детей дошкольного возраста выявило 7 признаков, которые говорят о нормальном эмоциональном воспитании и развитии ребенка:
- Уверенность в себе: ощущение контроля над своим телом и поступками.
- Пытливость, стремление узнавать все новое.
- Способность действовать сознательно.
- Самодисциплина.
- Умение взаимодействовать с другими.
- Навык общения.
- Взаимовыручка, способность сопоставлять собственные потребности и потребности группы.
|