На 60-е годы пришлось освоение новых самолетов Ту-134 (1968 г.) и Як-40 (1969 г.), вертолётов Ми-8 (1968 г.) и Ка-26 (1969 г.) и систем навигации, полуавтоматических и автоматических посадочных систем. Словно быстровозводимые здания, появлялись на свет новая техника.
Ту-134 создан КБ А.Н. Туполева для пассажирских перевозок. Крейсерская скорость 76-местной машины до 920 км/ч. Самолеты Ту-134 выпускались на Харьковском авиазаводе. В Украине они базировались в Бориспольском и Харьковском аэропортах. Освоение их не вызвало затруднений, так как имелся опыт эксплуатации реактивных Ту-104 и турбовинтовых Ан-10.
В начале 70-х в Одесский, Днепропетровский и Кировоградский аэропорты поступили новые самолеты, Як-40—первые пассажирские реактивные самолеты КБ А.С. Яковлева. Машины обладают большой энерговооруженностью. Три двигателя АИ-25 конструкторского бюро А. Г. Ивченко позволяют взлетать с коротким разбегом и развивать высокую крейсерскую скорость, вдвое превосходящую скорости поршневых машин. Самолет не нуждается в трапе — для посадки и высадки пассажиров откидывается нижняя часть хвостового отсека фюзеляжа. Багаж пассажиры берут с собой и оставляют в багажном отсеке салона. Количество мест увеличено до 32. Позже Як-40 поступил в Запорожский авиаотряд.
В конце 10-й пятилетки КБ Яковлева выпустило модификацию - Як-42, на 120 пассажиров, и дальностью 2000 км. На 42-м сохранены аэродинамика, взлетно-посадочные характеристики и аэродромная автономность. Бортовой кондиционер включается до запуска двигателей, создавая уже на земле микроклимат, не зависящий от внешней среды. Для сокращения времени на посадку и высадку пассажиров самолет оборудован двумя вмонтированными трапами. Три экономичных малошумных двигателя расположены на хвосте фюзеляжа, что удобно для пассажиров. В системе навигационного оборудования уже есть бортовая ЭВМ, исполняющая функции штурмана. Як-42 работали почти во всех аэропортах областных центров республики. Создание сайтов, посвященных истории гражданской авиации, позволяет нам узнавать много нового и интересного.
|