Родиной ширмы, по мнению многих историков, считается Китай. Именно там она и возникла в VII веке нашей эры. Однако большое развитие и популяризацию ширма обрела в стране восходящего солнца, и именно японцы трансформировали обыкновенную перегородку в ширму, которую мы привыкли видеть сегодня. Расписная ширма долгое время считалась в Японии уделом знати и аристократии и была предметом роскоши.
С начала XVI века, искусство расписной ширмы получает распространение и среди низших слоев населения, особенно в среде городских жителей. Так, мастера декоративной росписи получили нового заказчика в лице представителя растущей по значимости городской культуры.
На расписных ширмах того времени изображено немало сцен городского быта, и это стало первым выражением новой, только что сформировавшейся городской культуры, во многом отличной от традиционного военного сословия. Отображение своего культурного круга проявляется в изображении на створках ширмы самого города. Первым дошедшим до сегодняшнего времени экземпляром такой росписи стала ширма “ Киото и его окрестности”. Для художника было важно как можно точнее изобразить достопримечательности известного многим города, что привело к конкретике изображения городских кварталов, увиденного как бы с высоты птичьего полета. На сегодняшний день, таких ширм сохранилось немного, и одну из них приписывают кисти художника Кано Эйтоку.
К ширмам с изображениями городов проявили большой интерес зажиточные горожане. Эти ширмы-перегородки для дома стали украшением богатых домов и развлечением для гостей, увлеченно рассматривающих различные мелкие детали.
Ширмы и перегородки с видами города Киото стали прародителем целого жанра живописи, причем не только на ширмах.
Ширмы с видами города Киото были тем зерном, из которого вся последующая жанровая живопись и вырастала, в том числе и на расписных перегородках. Остается прежней сама идея росписи - сопоставление природы и человека. Главные акценты же кардинально меняются. Главное внимание теперь сосредотачивается на состояниях и действиях персонажей. Они изображаются на природе с привезенными с собой вещами. Подробно выписываются сосуды и емкости для питья, коробки для еды, костюмы зрителей, воинов и танцоров. В случае с подобными росписями, основная канва в отношении к самой природе уходит на второй план, но при этом не исчезает вовсе.
|