В условиях динамичного развития и реформирования экономики и социальной сферы Республики Беларусь железнодорожный транспорт остается монопольным перевозчиком и оператором на рынке грузовых и пассажирских перевозок.
В течение последнего пятнадцатилетия железнодорожный транспорт выполнял функции экономического и социального стабилизатора Республики Беларусь, субсидируя отрасли промышленности и социально значимые пригородные перевозки.
В результате он столкнулся с рядом проблем. Созданный запас, технических ресурсов практически исчерпан. Помимо физического износа основных средств накопился их моральный износ, что привело к техническому и технологическому отставанию от уровня наиболее развитых стран мира.
Несмотря на сохранение устойчивых темпов развития грузовых перевозок в последние годы (грузооборот в 2007 г. составил 105,5% к уровню 2006 г.. в 1 полугодии 2008 г. 105,3% по сравнению с январем-июнем 2007 г.), Белорусская железная дорога испытывает дефицит инвестиционных ресурсов для развития инфраструктуры и обновления подвижного состава.
Вместе с тем бурное развитие экономики евроазиатских регионов и интеграционных процессов в мире способствует увеличению грузопотоков, развитию интермодальных перевозок грузов на дальние расстояния, что требует ускоренной модернизации железнодорожного транспорта.
Поскольку Беларусь занимает благоприятное географическое положение и является связующим звеном между Востоком и Западом, через ее территорию проходят самые короткие железнодорожные пути, уже в ближайшее время следует ожидать роста объемов грузовых перевозок.
Самыми грузонапряженными являются железнодорожные магистрали международных коридоров: № 2 Берлин-Варшава-Минск-Москва-Нижний Новгород; № 9 граница России с Финляндией-Выборг-Санкт-Петербург - Витебск-Гомель и далее через Украину, Молдавию, Болгарию на Грецию; ответвление от коридора № 9 Гомель-Минск-Вильнюс-Клайпеда/Калининград.
Для железнодорожного транспорта рост грузопотоков - фактор благоприятный, так как ни Восток, ни Запад не смогут нормально работать без его услуг.
Пропускные возможности морского транспорта уже недостаточны; кроме того, сроки доставки морским путем в 3-4 раза выше, чем железнодорожным транспортом, что не всегда устраивает грузовладельцев.
Приемлемым по времени доставки является железнодорожный транспорт, доля которого в транзите Республики Беларусь составляет около 83,3% (автомобильного 1 16,7%). К 2010 г. ожидается незначительное ее снижение на 0,6 п.п., но это не умаляет роли железнодорожного транспорта в освоении перспективных объемов перевозок па дальние расстояния.
В целях повышения эффективности и конкурентоспособности железнодорожного транспорта особое внимание будет уделено инновационным видам перевозок: контрейлерным и контейнерным, в том числе за счет объединения их в единые технологии с автотранспортными предприятиями. |