В далеком 1976 году Сергей РУССИНКОВСКИЙ, главный конструктор ООО "Завод инновационных продуктов "КТЗ", будучи студентом, во время практики на ЧТЗ участвовал в испытаниях танкового двигателя на тепловом стенде. Во время эксперимента опытный дизель вышел из строя.
"С однокурсниками произвели тогда немало расчетов в поисках причины, – вспоминает Сергей Юрьевич об эпизоде из своей биографии. – Многостраничный отчет представили куратору, прославленному конструктору, Герою Соцтруда, Владимиру Бутову. Он слушал, слушал нас, а потом с юмором изрек: "Из вашего доклада, юные коллеги, я понял только одно: там, где сломалось, были напряжения". Мы поначалу обиделись на эти слова: как же так, уйму времени убили на расчеты. А потом стало ясно, что хотел сказать мэтр: не стоит в конструкторском деле все чрезмерно усложнять. К правильным решениям следует всегда двигаться максимально простым, элегантным путем. Те слова стали уроком на всю жизнь".
УВЛЕКЛА ЦАРИЦА НАУК
Сегодня имя Сергея Руссинковского широко известно экспертам отечественного машиностроения. За 38 лет работы на конструкторской стезе он стал автором более 100 публикаций, авторских свидетельств, патентов, разработок в области двигателестроения.
"С детства был необычайно увлечен царицей наук – математикой, – рассказывает конструктор. – Учился в физико-математической школе. Участвовал в олимпиадах, участник Всесоюзной олимпиады по физике 1969 года, призер Всесоюзной олимпиады по математике 1970 года".
Как и все мальчишки 60-х годов, он мечтал связать жизнь с космонавтикой. Но связал… с точными науками и в 1970 году поступил в МВТУ им. Баумана на факультет энергомашиностроения.
ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ
Учеба в Бауманке – это труд, сравнимый с галерами, вспоминает студенческие годы конструктор. Шутка ли: к пятому курсу осталось меньше половины однокашников. Чтобы остаться "в живых", следовало напрочь забыть о танцах, кино, а денно и нощно грызть гранит науки. В знаменитом МВТУ рано начиналось СНТО – студенческое научно-техническое творчество.
"Разбуди в те времена меня хоть в три часа ночи, я мог без запинки рассказать о двигателях Ванкеля или о преимуществах мотора Стирлинга, – признается Сергей Юрьевич. – Очень содержательной являлась и работа во время практики на крупнейших моторостроительных предприятиях страны – Коломенском тепловозостроительном, Московском вертолетном заводах, на ЧТЗ".
Конечно, труд и старание – важный фактор в учебе. Но много зависит от учителя. И здесь Руссинковскому крупно повезло. В числе своих гуру он называет таких грандов отечественной науки, как профессоров Николая Чайнова, Виктора Эфроса, Юрия Волошина, Владимира Бутова. Добрым словом вспоминает разработчик дизелей и немецкого профессора Франца Фишера, работавшего в Советском Союзе от фирмы MTU. Особое место в числе наставников отводит и заместителю генерального директора "Концерна "Тракторные заводы" по инновационным продуктам Александру Гудкову.
"Александр Петрович хоть и младше меня по возрасту, но и мне есть чему у него поучиться, – говорит Сергей Юрьевич. – Он обладает феноменальной способностью в краткие сроки внедрять смелые проекты: под его руководством созданы новые эргономичные кабины для комбайнов, тракторов и самосвала, разработан энергоконтейнер, газовые двигатели, воплощены в металле много других разработок".
ЭТАПЫ ТРУДОВОГО ПУТИ
После вуза Руссинковский распределился на Харьковский танковый завод, где проработал семь лет. В 1983 году его командировали в КБ двигателей Чебоксарского завода промтракторов. Далее в биографии разработчика - работа на Владимирском моторо-тракторном заводе. Сегодня он на посту главного конструктора ООО "Завод инновационных продуктов "КТЗ" (владимирская производственная площадка "Концерна "Тракторные заводы"). "Своими важными вехами в карьере считаю участие в работе по русскому двигателю проекта 396 (жаль, что совместный проект с MTU, в связи с распадом СССР, не был доведен до конца, но, тем не менее, он дал много в части приобретения опыта) и труд над газовыми двигателями для сельхозмашин и ДГУ, – отмечает Сергей Юрьевич. – Немало сил приложил в свое время для "постановки на крыло" трактора класса 1,4 на базе трансмиссии и переднего моста фирмы Carraro (Италия) и двигателей Perkins/Sisu. Трактор является "отцом" современного АГРОМАШ 85ТК. Почти 10 лет ушло на то, чтобы она "обзавелась" взамен импортного своим передним мостом, российской трансмиссией и отечественным двигателем. Хочу подчеркнуть, что мои результаты неразрывно связаны с трудом целой команды, среди которых - Владимир Мокеев, Алексей Кульчицкий (доктор наук, эксперт мирового уровня по экологии двигателей), Владимир Шепель".
Параллельно участвовал в работе над тракторами 30-65 л.с., причем как классической конструкции, так и оригинальными – самоходными шасси, высококлиренсными, лесными, пожарными, хлопковыми, экскаваторами. Дошло дело и до специализированного экскаватора-погрузчика, который сейчас создается в содружестве с одной из европейских фирм.
ГАЗОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Теме двигателей на голубом топливе наш собеседник уделил особое внимание. Как оказалось, ею он загорелся в середине 80-х, работая на ЧЗПТ. По мнению Сергея Юрьевича, природный газ – идеальное топливо. Еще во времена СССР были разработаны все теоретические предпосылки для его внедрения в качестве моторного топлива для сельхозмашин. Но для практической реализации не имелось инфраструктуры и элементной базы. Сейчас условия гораздо благоприятнее, что позволяет создать газовый двигатель, управляемый микропроцессором.
На этой основе сегодня "Тракторными заводами" разрабатывается семейство газовых двигателей, первым из которых изготовлен и проходит испытания четырехцилиндровый мотор ДГ145Т мощностью 85 л.с. На очереди двух- и трехцилиндровые. Основные преимущества природного газа (ПГ) как моторного топлива по сравнению с дизельным – низкая стоимость и высокие экологические показатели. К примеру, экономия на одном тракторе АГРОМАШ 85ТК на газе составляет около 200 руб./час и, соответственно, около 625 тыс. руб./год. Меньшее соотношение "углерод/водород" в молекуле ПГ предопределяет практически полное отсутствие сажи в выхлопных газах двигателя. На природный газ может быть переведена широкая гамма техники, выпускаемая "Концерном "Тракторные заводы": тракторы, самоходные шасси, мини-погрузчики, комбайны, энергетические установки мощностью от 30 до 350 л.с.
ПРОФЕССИЯ КОНСТРУКТОРА ОБЯЗАНА БЫТЬ ПЕРСПЕКТИВНОЙ
"Работу изобретателя, проектировщика машин по праву можно признать одной из самых интереснейших, – считает Сергей Руссинковский. – К сожалению, специальность конструктора ныне не в числе "топовых" у молодежи. Подобная ситуация сложилась в силу того, что за прошедшие годы потерян темп наращивания технологического оснащения производства.
Отмечу, что в последние годы в "Концерне "Тракторные заводы", как и в целом по стране, претворяется много амбициозных проектов. К примеру, в ООО "Завод инновационных продуктов "КТЗ" сегодня кипит работа над 28 темами. И в древнем Владимире есть немало ребят, которых привлекает громадье инновационных задач. На ООО "ЗИП "КТЗ" к работе над ними привлечено немало выпускников Владимирского госуниверситета, они добились высоких результатов. А ведь многие пришли к нам сравнительно недавно. В их числе: Антон Егоров, Михаил Волков, Борис Голев, Максим Назаров, Илья Давыдов – сейчас они авторитетные специалисты, руководители крупных проектов.
Хочу пожелать юношам и девушкам, решившим связать судьбу с машиностроением, – дерзайте, учитесь, стремитесь к новым знаниям. Если чувствуете призвание конструктора – ни в коем случае не гасите в себе этот огонек, развивайте его и тогда перед вами распахнется целая Вселенная".
На фото: Сергей РУССИНКОВСКИЙ: "Сегодня в России есть все возможности для продвижения сельхозтракторов на газе"
|