Эксперты отмечают, что в минувшем 2013 году впервые после 2009 года в российском машиностроении зафиксирована отрицательная динамика производства. Основная причина спада – снижение инвестиционного спроса. Негативно повлияло и вступление России в ВТО, причем в большей степени на сельскохозяйственное машиностроение.
О том, что влияет на позиции "Тракторных заводов" и как планируется их укрепить, рассказывает заместитель генерального директора по корпоративным финансам и экономике "Концерна "Тракторные заводы" Михаил Школьник.
– С какими экономическими показателями Концерн вошел в 2014 год?
– Объем продаж "Тракторных заводов" в 2013 году по сравнению с 2012-м упал на 22%. Однако в 2014 году намечено увеличение на 31%. Стабильный, более чем 30-процентный, рост объема продаж в течение последних лет демонстрирует машиностроение специального назначения. В новые продукты и производство будет инвестировано около 2,5 млрд рублей.
– Какие основные факторы повлияли на результаты деятельности?
- На смену восстановительному, послекризисному росту 2012 года пришло замедление экономического роста в 2013 году. С учетом "заморозки" или сокращения инвестиций в отраслях-потребителях, снижения заградительных барьеров при вступления в ВТО, возможностей иностранных производителей по предложению долгосрочного товарного кредитования потребителей (рассрочки до года) на фоне ограничения ликвидности российских товаропроизводителей, демпинговой политики китайских игроков, наблюдается падение объемов продаж техники российских производителей.
В 2013 году падение спроса к 2012 году на всех рынках присутствия "Концерна "Тракторные заводы" по сельскохозяйственному машиностроению составило 14,5%, спрос на строительно-дорожную технику упал на 12,6%, а в Автопроме - на 5,7%. Отмечались низкие темпы роста в отраслях - основных потребителях техники "Тракторных заводов" – угольной промышленности, горнодобывающей и нефтегазовой отрасли, сельском хозяйстве, железнодорожной отрасли. Наблюдались такие кризисные явления, как неуверенность российских покупателей в завтрашнем дне в условиях нестабильной экономической и политической ситуации, стремление потребителей либо "притормозить" финансовые вливания в развитие мощностей, либо вложиться в быстро окупаемые проекты, не требующие дорогой и качественной техники. Предпочтения клиентов на стагнирующем рынке и в условиях ограниченности финансовых ресурсов менялись в сторону приобретения более эффективных продуктов. Со значительным запозданием были запущены государственные программы поддержки и субсидирование покупки сельхозтехники и инновационных вагонов. В 2013 году наблюдались спад спроса на вагоны в ожидании решения по возможной утилизации старых вагонов и попытка запретить ремонты с продлением сроков службы.
– Чего можно ожидать от 2014 года?
– Показатели первых месяцев 2014 года говорят об общем ухудшении относительно аналогичного периода 2013 года, но при этом хочется отметить, что наметилось оживление в отраслях потребления продукции "Тракторных заводов". Так, расчет индекса ИПЕМ-спрос в разрезе отраслевых групп показывает, что рост спроса наблюдается в добывающих отраслях (+0,5% в феврале 2013 года; +0,7% с начала года).
Отложенный спрос на промышленную технику, нереализованный в полной мере в 2012 и 2013 годах, а также высокий уровень физического морального износа подвижного состава железных дорог и сельскохозяйственной техники позволят значительно увеличить продажи Концерна в 2014 году.
Также увеличению продаж продукции железнодорожного назначения будет способствовать повышенное требование потребителей к качеству изделий, что связано с растущими требованиями по нормам безопасности из-за увеличения скоростных режимов перевозки, веса загрузки вагонов, низкого качества путей и т.д.
И несмотря на неблагоприятные тенденции, наметившиеся в целом в российской промышленности в последние годы, о чем говорят довольно много и давно, считаю необходимым отметить, что Концерн является флагманом российского машиностроения – при наличии современной производственной базы, обновленном парке оборудования, за счет применения новых технологий, что обеспечивает высокое качество продукции, имеет перспективную, инновационную продуктовую линейку.
Существенное влияние на рост продаж техники и развитие российского машиностроения в 2014 году будут оказывать меры государственной поддержки, и не только машиностроителей, но и отраслей потребителей. В частности, по промышленному машиностроению перечень мер достаточно большой. Это увеличение таможенных пошлин на строительно-дорожную технику; установление запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения для осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (соответствующий проект постановления находится на согласовании в Правительстве РФ); введение утилизационного сбора на импортную строительно-дорожную технику. Кстати, подписание "Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г.", предусматривающей строительство высокоскоростных магистралей протяженностью 4,5 тыс. км, позволит увеличить поставки строительно-дорожной техники Концерна.
В рамках сельскохозяйственной отрасли обнулены ставки налога на прибыль организаций; установлены льготные ставки в размере 10% по налогу на добавленную стоимость при реализации и ввозе племенных животных на период до 31 декабря 2017 года; реализован механизм поддержки по обновлению парка техники в виде субсидирования производителям сельскохозяйственной техники затрат на ее производство при условии продажи сельхозпроизводителям техники со скидкой в размере не менее 15%; с целью поддержки сельского хозяйства в соответствии с правилами ВТО разработан порядок и критерии отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции.
По железнодорожному машиностроению к мерам господдержки относятся одобренная Правительством РФ программа утилизации старых вагонов с одновременным стимулированием спроса на инновационные модели грузовых вагонов; запрет на использование литья (особенно крупного) сверх нормативного срока эксплуатации, а также литья, признанного контрафактным (не имеющим сведений о приемке по качеству инспекторами ОАО "РЖД"); приостановление сертификатов на комплектующие иностранных производителей на продолжительные периоды; введенная нулевая ставка налога на имущество для грузовых вагонов, приобретенных после данной даты (новых); вступление в силу с августа 2014 года Технического регламента Таможенного союза ТР ТС, в котором процедура продления срока службы будет проводиться с обязательной модернизацией и сертификацией вагонов.
Также не стоит забывать и об экономических факторах, например, девальвации курса национальной валюты, которая должна благотворно сказаться на спросе на российскую технику на фоне доминирования на рынке иностранных производителей.
– На каких параметрах Концерн должен сосредоточить внимание, чтобы улучшить результаты в текущем году?
– Наш лозунг в 2014 году – новые продукты и конкурентная стоимость производства. Командная работа бизнес-единиц по максимизации объемов продаж и снижению текущих расходов, созданию конкурентной стоимости производства. Скорейшее освоение новых продуктов для выпуска их на рынок, с использованием благоприятных моментов ослабления рубля и возможности предложения оптимального соотношения "цена/качество".
Воплощение программ повсеместного снижения расходов – повышение энергоэффективности и производительности труда, оптимального использования оборудования.
– Как будет скорректирована Программа финансового оздоровления "Концерна "Тракторные заводы" до 2017 года?
– Проводится актуализация стратегической программы развития и уже рассматриваются горизонты до 2024 года. Основные ориентиры прежние: повышение операционной эффективности, освоение новых продуктов, качественное использование мощностей. Поставлены амбициозные задачи по завоеванию рынка, прежде всего за счет импортозамещения: у нас есть что предложить клиентам – техника "Тракторных заводов" вполне соответствует мировым отраслевым лидерам по техническим параметрам, существенно более привлекательна по цене, менее требовательна и по обслуживанию.
Предстоит серьезная работа по уменьшению финансового цикла производства – необходимо научиться быть рачительными хозяевами и не создавать неоправданных запасов, организовать производство по лучшим мировым примерам – с исключением потерь и минимизацией запасов.
– Какие предприятия являются лидерами машиностроительно-индустриальной группы?
– По итогам экономического соревнования между коллективами заводов в 2013 году команда ОАО "Курганмашзавод" была признана лучшей и удостоена звания "Предприятие года". Оценка победителя производилась по целому ряду важнейших экономических и производственных показателей. Оценивался профессионализм команды предприятия, выполнение стратегических задач по технологическому и инфраструктурному перевооружению производства, а также выпуск инновационной отечественной продукции.
Курганмашзавод в 2013 году сработал с ростом +85% по товарному выпуску, при этом удалось снизить накладные расходы на производство, снизить сверхнормативные запасы. Производительность труда выросла более чем вдвое, уровень потерь от брака ниже цифр 2012 года в 1,5 раза, в полном объеме выполнена оптимизационная программа.
Львиная доля изготовленной продукции приходится на военную технику, но продолжается на предприятии и выпуск гражданской. С конвейера завода по-прежнему сходят мини-погрузчики с бортовым поворотом МКСМ 800, навесное оборудование к ним, транспортные машины и прицепы различных модификаций.
На Курганмашзаводе открыт и действует учебный центр для представителей заказчика: в программе – теоретический курс обучения эксплуатации боевой техники, производимой на предприятии, и практические занятия в условиях полигона.
В тандеме с ОАО "СКБМ", инжиниринговым подразделением Концерна созданы первые опытные образцы модернизированного бронетранспортера БТР-МДМ и машин на базе перспективной гусеничной платформы "Курганец-25". Запущено в производство изготовление десяти модернизированных БМД-4М и БТР-МДМ, государственные испытания которых планируется начать уже в 2014 году параллельно с подконтрольной войсковой эксплуатацией.
– На что надо обратить внимание аутсайдерам, чтобы улучшить финансовые показатели?
– Брать пример с команд-флагманов. Быть смелее в предложениях по оптимизации производства и ускорению освоения новых продуктов, суметь организовать коллективы на поиск решений по повышению эффективности всех процессов, искоренению иждивенчества и ожидания "экономического чуда". Слаженная работа на результат позволит добиться большего.
Справка
ТРОЙКА ЛИДЕРОВ СОХРАНЯЕТ ПОЗИЦИИ
Согласно проведенному департаментом экономики управляющей компании "Концерна "Тракторные заводы" рейтингу операционной эффективности бизнес-единиц машиностроительно-индустриальной группы за апрель 2013 г. – март 2014 г. определились ТОП-5 "лучших".
Сюда вошли: 1 место (далее – м.), 30 баллов (далее – б.) – ОАО "Курганмашзавод"; 2 м., 29 б. – ООО "Промтрактор-Промлит"; 3 м., 27 б. – ООО "Липецкий завод гусеничных тягачей"; 4 м., 25 б. – ООО "Зауральский кузнечно-литейный завод"; 5 м., 25 б. – ЗАО "Промтрактор-Вагон".
Наиболее высокий показатель операционной прибыли (далее – ОП) продемонстрировала курганская команда (12 б.), что позволило им в очередной раз укрепиться на 1 месте рейтинга и обогнать команду Промлита. Несмотря на сопоставимое количество суммарного балла канашской команды с зауральцами, а также демонстрацию ими самых высоких показателей производительности труда (далее – ПТ) – 12 б. и эффективности запасов (далее – ЭЗ) – 12 б., именно самый низкий балл за ОП опустил канашцев на 4-е место рейтинга. Стабильные высокие показатели ЗКЛЗ по всем трем позициям рейтинга (ОП – 7 б., ПТ – 9 б., ЭЗ – 9 б.) позволили предприятию твердо укрепиться в тройке лидеров.
Аутсайдерами рейтинга стали: ООО "Владимирский моторо-тракторный завод" (10 м., 12 б.), ОАО "ТК "ВгТЗ" (11 м., 12 б.) и ОАО "САРЭКС" (12 м., 11 б.). Самый низкий показатель ОП среди этой категории бизнес-единиц продемонстрировали волгоградцы (2 б.). Самый низкий показатель ПТ продемонстрировали саранцы, набрав всего 1 балл. А команда ООО "Онежский тракторный завод" стала худшей по показателям ЭЗ, также набрав 1 балл.
|