2013-2014 годы ознаменовались для российского машиностроения открытием ряда предприятий, специализирующихся на заготовительном производстве. И одним из уникальнейших комплексов по производству штампованных заготовок - Суходольский завод специального тяжелого машиностроения.
Эксклюзивно для читателей крупнейшего портала по трубопроводной арматуре Армторг.ру и журнала "Вестник Арматурщика", мы представляем интервью с первым заместителем генерального директора – главным инженером "Суходол-Спецтяжмаш" Дмитрием Смирновым, который любезно согласился рассказать о полностью новом и революционном во многом предприятии, которое возрождает славу машиностроения не только Тульских мастеров, но и всей России в целом!
- Здравствуйте, Дмитрий Юрьевич! Расскажите о работе предприятия ""Суходол-Спецтяжмаш", его задачах и приоритетах.
- Здравствуйте! В настоящее время строительство нашего предприятия закончено, оборудование запущено, ведутся завершающие работы по обустройству территории. Мы переходим от отработки технологий к серийному производству.
На данном этапе мы собираемся производить полукорпусы шаровых кранов для Алексинского завода "Тяжпромарматура" диаметрами условного прохода от 500 до 1400 мм. Сейчас на предприятии работает около 230 человек, в перспективе планируется увеличение штата до 300 человек и более, хотя это будет зависеть от объемов производства.
Что касается наших возможностей - они составляют 40 000 тонн штампованных заготовок в год, что позволяет не только полностью удовлетворить потребности АЗТПА(ред. Алексинский завод тяжелой промышленной трубопроводной арматуры) в заготовках для шаровых кранов, но и успешно работать еще на нескольких сегментах рынка.
- Новое предприятие построено, можно сказать, в чистом поле. Как обстоят дела с инфраструктурой, логистикой?
- Действительно, три года назад здесь было васильковое поле, на котором мы создали то, что вы сейчас видите - современное, мощное, высокотехнологичное производство. Оно удалено от больших населенных пунктов, но при этом полностью обеспечено энергоресурсами. Сейчас у нас свой газопровод, ЛЭП, две водозаборные скважины, очистные сооружения. Заканчивается строительство железной дороги от станции Суходол. Уже подведена автодорога к стройплощадке.
- Сердце вашего предприятия - уникальный пресс. Расскажите об этом оборудовании.
- Пресс немецкой компании Schuler, о котором вы говорите, действительно в своем роде уникален, в Европе таких больше нет. Он обладает возможностью двойного действия - движением наружного и внутреннего ползунов, что позволяет штамповать детали довольно сложной конфигурации с одного нагрева. Компания Schuler начала его производство в 2010 году, а в июне 2012 года детали пресса начали поступать к нам. Это происходило тремя путями. Маленькие детали привезены автомобильным транспортом, средние - железнодорожным. Пять самых крупных деталей массой более 250 тонн доставляли по воде, по реке Оке, на баржах. Специально для этого мы построили причал. Потом детали транспортировали на большегрузных трейлерах, пришлось даже перекрывать часть дорог.
Габаритные размеры рабочего пространства нашего пресса – 5Х5Х6 м, следовательно, мы имеем возможность штамповать любые детали, вписывающиеся в эти габариты. Усилие составляет 14 тыс. тонн, что позволяет делать большие детали сложной конфигурации. Общая масса пресса - 4,5 тыс. тонн, высота - 22 метра вверх и 10 метров вниз. Объем используемого масла - 170 тонн. Что касается толщины заготовок - листовая штамповка возможна при толщине до 150 мм, объемная с классической деформацией - до 110 мм. Причем мы не только деформируем лист по контуру, но и меняем параметры толщины.
- Для обслуживания такого гиганта, наверное, необходим большой штат сотрудников?
- Мы подошли к этому системно, с самого начала набрав персонал, который совместно со специализированной организацией участвовал в процессе монтажа. Люди проходили обучение в Германии, на головном предприятии компании Schuler. Поэтому сейчас у нас есть необходимый состав специалистов, квалифицированно обслуживающих пресс.
- Какую продукцию и для каких сфер вы еще планируете изготавливать?
- Наша маркетинговая служба сейчас активно занимается поиском клиентов, ведь для удовлетворения потребностей Алексинского завода хватает всего лишь трети заводских мощностей. Мы активно работаем с другими производителями трубопроводной арматуры, энергетической и транспортной отраслями, с атомной промышленностью. Тот же Алексин предлагает задвижки для атомной промышленности, и мы хотим, чтобы корпусные детали они покупали тоже у нас, а не на стороне. Планируем развивать сотрудничество и в сфере поставок для оборонной промышленности.
- Кто осуществляет разработку продукции?
- У нас самостоятельная конструкторско-технологическая служба, куда привлечены люди со всей России с опытом работы в данной отрасли. Кроме того, отдельное подразделение располагается в Москве. Эти две службы совместно проводят расчеты, проверяют их и моделируют производственные процессы на компьютере, а затем проводят освоение технологии. После этого продукция запускается в производство и проект претворяется в жизнь.
- Важная составляющая технологичного производства - это оснастка. Где вы ее берете?
- Сейчас у нас скомплектована оснастка для всех типоразмеров полукорпусов шаровых кранов, которые я уже назвал. Изготавливать ее сложно, долго и затратно. Часть деталей мы заказывали в Чехии и Италии, что-то предоставлял АЗТПА, какие-то отливки и поковки мы обрабатывали на собственном оборудовании. Средний срок ее изготовления - от трех до шести месяцев, но, конечно, все зависит от сложности и габаритов. В дальнейшем при работе с заказчиками мы готовы рассматривать разные варианты применения штамповой оснастки: как изготовление под конкретного заказчика, так и использование оснастки по "давальческой" схеме.
- Какими способами контролируется качество вашей продукции?
- Вопрос качества является приоритетным, ведь мы поставляем детали к сосудам, работающим под большим давлением (сейчас освоили полукорпуса для кранов на 125 атмосфер). Каждый лист, пришедший на завод, проходит входной контроль - визуальный и ультразвуковой.
Осуществляется и поэтапный послеоперационный контроль, проверка сварных швов. Готовое изделие подвергается визуальному, рентгенографическому, ультразвуковому контролю. Словом, у нас присутствует весь набор способов контроля, обеспечивающих 100%-й контроль качества каждого изделия. В частности, наша рентген-камера способна просвечивать сварной шов толщиной до 150 мм.
- Наверняка, у вас есть интересные разработки, которые сейчас внедряются?
- Да, сейчас мы работаем совместно с крупнейшими производителями трубопроводной арматуры над созданием унифицированного кранового узла. В этом направлении ведутся серьезные разработки совместно с "Газпромом" и его дочерними компаниями, тема достаточно перспективная. Все краны, которые ставит на свои объекты "Газпром", примерно одинаковые. Но каждый завод все равно имеет собственную технологию изготовления. Это не очень удобно для потребителя. Ему, на наш взгляд, было бы проще иметь некий универсальный продукт, который можно было бы переместить или заменить в любой момент. Унификация очень важна, она дает потребителю больше свободы.
- Какое присоединение будет у этого крана?
- Это должен быть кран под приварку, потому что фланцевые соединения сейчас на больших типоразмерах практически не используются. Сегодня развивается тенденция к изготовлению кранов с переходными кольцами, позволяющими легко вваривать их в трубопровод, используя орбитальную сварку. Ничего сложного в технологии нет, но она очень помогает газовикам.
- Вы можете назвать сильные стороны вашего предприятия?
- Первое наше преимущество - это малые сроки изготовления продукции. Второе - безусловно, качество. Третье - гибкость производства. При наших технологиях мы можем быстро реагировать на требования заказчика. Быстрая поставка заготовок - это краеугольный камень арматуростроения. Говорю как человек, который сам делал краны.
- Благодарим за сегодняшнюю встречу! По традиции - ваши пожелания коллегам, партнерам и читателям.
- Что я могу пожелать? Нужно с нами работать! Нужно приезжать, знакомиться с нашими технологиями и возможностями. Мы всегда открыты к диалогу и ждем всех в гости!
Справка
Суходольский завод специального тяжелого машиностроения (Тульская область) — высокотехнологичный производственный комплекс, специализирующийся на выпуске штампованных изделий для арматуростроения, нефтегазовой, атомной, энергетической, химической, транспортной и других отраслей.
Предприятие запущено в 2014 году. "Суходол-Спецтяжмаш" производит штампованные изделия массой от 600 до 20 000 кг из круглой заготовки и листового проката для различных производств, элементы деталей трубопроводной арматуры и трубопроводов больших габаритов, детали и габаритные изделия сложной геометрической формы по чертежам заказчика.
|