"Людям со стороны кажется, что все полувагоны или хопперы абсолютно одинаковы, – глядя в окно на проходящий мимо состав, говорит главный конструктор ЗАО "Промтрактор-Вагон" Андрей ЯКОВЛЕВ. – В реальности же каждая конструкция несет на себе неповторимый почерк разработчиков, создавших ее".
"Бывает, едешь в машине вместе с родными или друзьями, а рядом, по путям, следуют грузовые поезда, - продолжает Андрей Алексеевич. - Во многих из них встречаются полувагоны, в разработке которых я принимал участие. Когда обращаю на них внимание близких, они искренне удивляются: как я с лету в составе из 50-70 вагонов вычисляю именно те, над которыми работал. В таких случаях показываю на особенности конструкции, которые придуманы в "Концерне "Тракторные заводы".
Стать вагоностроителем мечтал с детства
Свою карьеру в железнодорожном машиностроении Андрей Яковлев начинал еще… в армии. В 2000-2002 годах он проходил срочную в железнодорожных войсках, где обслуживал спецтехнику. После демобилизации сразу же устроился на Канашский вагоноремонтный завод. Начинал с самых низов – с должности газорезчика.
"Что уж скрывать, в Канаше ведь практически каждый мальчишка сызмальства мечтает связать свою судьбу с "железкой", – рассказывает вагоностроитель. – На Канашском вагоноремонтном работали мои родители. Так что я, нисколько не раздумывая, пошел по их стопам и еще ни разу не пожалел об этом".
Параллельно в 2002 году Андрей Алексеевич поступил в Российский гостехуниверситет путей сообщения на факультет "Вагоны". Учиться без отрыва от производства дело, конечно, нелегкое, но Яковлев считает, что поступил правильно.
"Опыт работы простым рабочим бесценен, – уверен главный конструктор. – Такая практика дала полное понимание всех процессов при создании вагона. Проектируя новую продукцию, сразу понимаешь, как и где должна крепиться та или иная деталь, а в каких местах появится сильная нагрузка и как надо противодействовать ей".
Прорывные проекты
В 2007-м Андрей Яковлев подключился к проекту по созданию полувагона модели 12-12-9788-01 на "71-й" тележке. На рынке они сразу стали востребованными у перевозчиков. И хотя в экономике в те годы не все было гладко, на данные вагоны сформировался очень высокий спрос, благодаря чему ЗАО "Промтрактор-Вагон" по экономическим показателям стало одним из успешнейших предприятий "Концерна "Тракторные заводы". За эту работу Андрей Яковлев в 2008 году был представлен к премии "Золотые кадры "Концерна "Тракторные заводы". Позже, в 2009-м, он также стал стипендиатом главы Чувашской Республики и делегировался на форум "Инженеры будущего 2012" на озеро Байкал.
Свою первую конструкторскую работу Андрей Яковлев помнит в деталях до сих пор. В 2009 году ему был поручен проект "Постановка на производство полувагонов модели 12-1303-01 и 12-1304". Когда они пошли в серию, молодой разработчик радовался этому событию, как рождению первенца.
Стол моего собеседника буквально ломится от различных чертежей и документации. Сегодня в ЗАО "Промтрактор-Вагон" кипит работа по новым перспективным направлениям: вагон-хоппер для перевозки зерна и других пищевых продуктов с кузовом из алюминиевых сплавов модели 19-9944; вагоны-хопперы со стальным кузовом модели 19-9974 (для минеральных удобрений), 19-9974-01 (для коррозионно-неактивных сыпучих грузов), 19-9974-02 (для зерна и других пищевых продуктов). На сегодняшний день коллективом завода закончена работа по сборке кузова нового вагона модели 19-9974-02. Отличием новых вагонов (19-9974, 19-9974-01, 19-9974-02) станет тележка "33" (модель 18-9942, проект ООО "МИКОНТ") с повышенной нагрузкой на ось до 25 тонно-сил и съемная крыша с загрузочными люками из полимерных материалов.
На фото: свою карьеру в железнодорожном машиностроении Андрей Яковлев начинал еще в армии
|