Гидрообъемная однопоточная трансмиссия (ГОТ) имеет общий КПД, если считать в комплексе от выходного вала двигателя (ДВС) до места приложения тангенциальной реакции грунта на движитель, с учетом всех потерь на работу вспомогательных органов и механических передач, в пределах 0,73...0,79 в достаточно широком скоростном и тяговом диапазоне (достигнутый максимум - 0,85). Эти величины заметно падают при больших тяговых усилиях (движение с малой скоростью) за счет повышения давления в магистралях гидросистемы, вплоть до максимального. Это приводит к росту утечек и перетечек рабочей жидкости в зазорах роторных групп гидронасосов и гидромоторов трансмиссии и увеличения нагрузок в сочленениях, вызывающих в целом повышение потерь энергии.
С ростом скорости движения транспортной машины, оборудованной ГОТ, медленно, но определенно увеличиваются механические и гидромеханические потери за счет работы подшипников качения (их КПД падает с ростом частоты вращения), за счет барботажа вращающихся частей в корпусах гидромашин, полностью заполненных рабочей жидкостью, и за счет роста потерь в магистральных трубопроводах. При этом давление в магистралях уменьшается, что также снижает эффективность работы гидронасосов. С уменьшением передаваемой трансмиссией мощности несколько падает общий КПД за счет увеличения относительной доли отбора энергии на привод вспомогательных систем. В связи с этим при создании ГОТ приходится разрабатывать схему и полностью рассчитывать систему охлаждения ГОТ, так как за счет внешнего рассеивания тепла корпусами гидронасосов и гидромоторов, гидробаком, и стенками трубопроводов, а также тепловой инерции удается удержаться в тепло балансе только маломощным (до 7...10 л.с.) и упрощенным гидропередачам. В гидротрансмиссиях мощностью уже свыше 12...15 л.с. приходится отводить в тепло до 25...30% от подводимой мощности, что составляет весьма заметную величину и создает определенную проблему.
Для этих целей применяют воздушно-масляный теплообменник, обдуваемый вентилятором (с автономным, приводом или с использованием работы вентилятора системы охлаждения двигателя с отбором на него части не нагретого воздуха). Для просасывания воздуха через теплообменник ГОТ эффективно может быть использован эжектор, установленный на системе выхлопа двигателя. Его преимущество, кроме отсутствия механического привода, заключается еще и в том, что практически не потребляя дополнительной энергии (заменяет собой глушитель), он увеличивает подачу воздуха и соответственно напряженность работы теплообменника трансмиссии одновременно с ростом мощности приводного двигателя. Очень эффективно охлаждение гидромашин путем прокачки охлажденной рабочей жидкости через их корпуса. Иногда для этих целей используется слив расхода гидронасоса подпитки, предварительно пропущенный; через теплообменник.
|