В качестве гидромоторов в гидрообъемных трансмиссиях (ГОТ) используются принципиально и конструктивно те же аксиально-поршневые гидромашины, что и насосы, учитывая их полную силовую обратимость. Однако требования к ним для работы в моторных режимах существенно отличаются от требований насосных режимов. Гидромоторы должны обладать достаточно высоким механическим КПД - это поднимает очень важный для них показатель: крутящий момент страгивания (он обычно составляет 80...92% от максимального). Так как в ГОТ наиболее рационально применение бесступенчато-регулируемых гидромоторов с максимально возможным диапазоном силового регулирования (за счет уменьшения диапазона силового регулирования насосов, что для системы в целом рационально), то другим важным показателем является максимальный угол наклона у них люльки блока цилиндров или опорного диска. Диапазон силового регулирования и механический КПД (в меньшей степени) растут с увеличением этого угла. У аксиально-плунжерных гидромоторов с наклонным диском он, как и у аналогичных насосов, обычно составляет 18° (редко 20°, предел - 23°). Минимально допустимый угол наклона диска в данных гидромоторах, при уменьшении которого уже начинает резко падать механический КПД, составляет 6...8°. Отсюда возможный диапазон силового регулирования составляет 2,31 ... 3,46 .
У аксиально-поршневых гидромоторов с наклонным блоком максимальный угол достигает 26...35° (до 40°), а минимально допустимый (при хорошем механическом КПД) - 5...7°. Отсюда возможный диапазон силового регулирования составляет 3,61 ...7,38 .
Учитывая то, что у гидромоторов, выполненных по указанной конструктивно-силовой схеме, более низкая минимально-устойчивая частота вращения под нагрузкой (30...50 об/мин против 100...150 об/мин у гидромоторов с наклонным диском) и лучший общий КПД (давление холостого хода 3,5...5 кГс/см2 против 15...30 кГс/см2), они горазда чаще используются в гидрообъемных трансмиссиях транспортных машин. Особенно большое распространение в последние годы получили без люлечные регулируемые гидромоторы с линзовым распределением типа гидромотор Rexroth А6V. Будучи более эффективными и менее чувствительными к загрязнению рабочей жидкости, они обладают габаритами и массой, соизмеримыми: с гидромоторами с наклонным диском.
В результате многие современные гидравлические объемные трансмиссии, как правило, строятся на использовании регулируемых аксиально-плунжерных гидронасосов с наклонным диском и регулируемых аксиально-поршневых гидромоторов с наклонным блоком.
В России аксиально-поршневые и аксиально-плунжерные гидромоторы производят практически те же предприятия, что выпускают аналогичные по схеме насосы. Как правило, в производственной программе заводов предусматриваются регулируемые и нерегулируемые обратимые гидромашины, способные работать в режиме гидронасосов и гидромоторов. Некоторые предприятия (в Подольске, Коврове, Шахтах) параллельно производят гидромашины, выполненные по каждой неуказанных схем. Регулируемые гидромоторы типа Rexroth А6V выпускаются в Свердловске (максимальный рабочий объем 56 и 112 см3/об) и в Одессе (107 и 225 см3/об). Выпускаемый в Кировограде регулируемый гидромотор (рабочий объем 88,9 см3/об) - это практически тот же аксиально-плунжерный регулируемый гидронасос с установленной коробкой гидроклапанов, но без насоса подпитки.
Высокомоментные малооборотные безредукторные гидромоторы, обычно радиально-поршневые, одноходовые и многоходовые, нерегулируемые или со ступенчатым (чаще всего 2-кратным) регулированием находят ограниченное применение в тихоходных транспортных машинах и для привода ведущих колес малого диаметра на некоторых легких транспортерах. Они имеют, как правило, значительно большие удельные массы, чем блоки, состоящие из высокооборотных регулируемых аксиально-поршневых гидромоторов и шестеренчатых редукторов, а также меньшие максимальные давления, не превышающие 320 кГс/см2. В настоящее время ряд фирм выпускают моторные блоки (мотор-колеса), состоящие из конструктивно объединенных в один комплекс регулируемых быстроходных аксиально-поршневых гидромоторов типа Rexroth A6V. В комплекс входит согласующий редуктор с различными передаточными числами (вальных несоосных или планетарных, одно-и двухрядных, иногда 2-поточных), ступица колеса (или звездочки гусеничного движителя) с опорными подшипниками, с фрикционными тормозами (барабанными колодочными или дисковыми на быстроходной ступени) со стояночным режимом.
|