В 2013 году впервые за последние четыре года произошел спад производства в российском машиностроении. Совокупный индекс производства в трех машиностроительных отраслях составил 97.0% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В последний раз спад производства в машиностроительном комплексе был зафиксирован в кризисном 2009 году.
По мнению экспертов РИА Рейтинг, спад производства в машиностроительном комплексе был вполне логичен, так как этот сектор российской промышленности является одним из наиболее чувствительных к изменениям инвестиционного климата внутри страны и первым реагирует на его ухудшение. Динамика инвестиций в основной капитал в России находится в тесной корреляции с динамикой производства в машиностроительном комплексе. В 2013 году снижение инвестиций в основной капитал составило 0.3%.
Помимо инвестиционного фактора определенное негативное влияние на результат машиностроительного комплекса в 2013 году оказало вступление России в ВТО. В частности, от этого пострадали производители сельскохозяйственной техники.
Однако отметим, что в IV квартале 2013 года динамика производства в машиностроительном секторе активизировалась. По оценке экспертов РИА Рейтинг, совокупный рост производства в трех машиностроительных отраслях в IV квартале 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года составил 2.5%. При этом в декабре рост производства по отношению к декабрю 2012 года составил более 7%. Отчасти это было обусловлено улучшением инвестиционной динамики — инвестиции в основной капитал в четвертом квартале выросли в годовом сравнении на 0.4%. Также положительно сказались меры правительственной поддержки некоторым машиностроительным подотраслям. В частности, за счет субсидий производителям сельхозтехники в четвертом квартале возобновился рост производства зерноуборочных комбайнов.
В числе немногих положительных результатов машиностроительного комплекса в 2013 году следует выделить рост в отрасли "производство транспортных средств и оборудования", который составил 0.9%. Такого результата удалось достичь за счет увеличения на 5.8% "производства автомобилей, прицепов и полуприцепов". В данном случае сказался эффект от повышения уровня локализации сборочных автомобилестроительных заводов. На самом деле выпуск автомобилей в 2013 году сократился, но из-за роста домашнего производства кузовов, увеличилась добавленная стоимость готовой продукции.
Наряду с автомобилестроением положительная динамика производства отмечена в таких машиностроительных подотраслях, как "производство бытовых приборов" и "производство медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов". В обоих случаях, рост обусловлен сохранившейся положительной динамикой потребительского спроса.
Во всех остальных подотраслях динамика производства была отрицательной, а самый глубокий спад зафиксирован в сельскохозяйственном машиностроении — почти на 30%. Программа субсидирования производителей сельхозтехники начала работать только во второй половине года, поэтому возобновившийся рост производства комбайнов не смог улучшить статистику в целом по сельхозмашиностроению. Однако есть надежда, что в 2014 году эта программа все же улучшит динамику производства сельхозоборудования. Во всяком случае, Минпромторг рассчитывает довести продажи сельхозтехники в рамках этой программы до 2800 единиц против 572 в 2013 году.
Эксперты РИА Рейтинг надеются, что в 2014 году улучшится динамика не только в сельскохозяйственном машиностроении, но и в некоторых других машиностроительных подотраслях. Помимо точечных мер поддержки правительства на улучшение динамики производства должно повлиять оживление инвестиционного климата за счет реализации масштабных госпроектов — модернизация БАМа и Транссиба, строительство ЦКАД, спортивных объектов для ЧМ-2018 и прочих. Кроме того, в 2014 году в РФ ожидается пик строительства энергетических объектов, что позволит увеличить производство крупного энергетического оборудования. Также отметим активную динамику производства самолетов SSJ 100. В 2014 году их выпуск должен вырасти почти в два раза.
Как полагают эксперты РИА Рейтинг, в случае роста инвестиций в основной капитал на 0.5-1%, производство в машиностроении в 2014 году может выйти на нулевой темп роста или даже прибавить на десятые доли процента.
Подробный анализ тенденций, складывающихся в российском машиностроении в 2013 году, Вы сможете найти в бюллетене "Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги 2013 года", подготовленном экспертами рейтингового агентства "РИА Рейтинг".
|