Библиотека Машиностроителя
Вторник, 20.04.2021, 00:35

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Каталог статей
Автомобили, мототехника [312]
Безопасность, экология [26]
Библиотека машиностроителя [579]
Воспитание [2]
Детские товары [9]
Здоровье [18]
Иностранные языки [20]
Интернет [36]
Искусство [11]
История [12]
Компьютеры [20]
Красота [3]
Культура [9]
Литература [112]
Материалы [84]
Машиностроение [38]
Мебель, интерьер [63]
Медицина [7]
Металлообработка [64]
Наука [37]
Недвижимость [16]
Новости [19]
Оборудование [121]
Образование [59]
Общество [9]
Одежда [7]
Отдых [8]
Питание [11]
По хозяйству [14]
Подарки [6]
Полезное [16]
Предприятия [275]
Приборы [14]
Продукция [82]
Производство [65]
Промышленность [135]
Психология [5]
Путеводитель [8]
Путешествия [38]
Работа [11]
Реклама [8]
Ремонт [125]
Садоводство, загородное строительство [96]
Связь [13]
Спорт [1]
Справочники [1]
Строительство [152]
Техника [92]
Технологии [52]
Товары [2]
Транспорт [91]
Услуги [81]
Учеба [4]
Финансы [4]
Цифровизация [17]
Школа [6]
Экономика, бизнес [50]
Электрика, электроника [45]
Энергетика [30]
Разное [1]

Главная » Статьи » Наука

Разработанная в МАИ система индикации повысит безопасность пилотирования самолётов

Источник информации: Пресс-служба МАИ

Развитие авиационной техники неразрывно связано с постоянным совершенствованием средств обеспечения безопасности полётов. Сегодня умные авиационные системы гарантируют высокую точность и надёжность автоматического пилотирования, однако при управлении воздушным судном в ручном режиме ошибочные действия лётчика остаются наиболее частой причиной возникновения внештатных ситуаций. Минимизировать риск целого ряда ошибок, связанных с попаданием в зону атмосферных возмущений, способен разработанный в Московском авиационном институте прогнозный дисплей с системой визуализации полётной траектории на лобовом стекле самолёта.

Разработкой дисплея занимались специалисты научно-исследовательской лаборатории "Пилотажные стенды и система "самолёт-лётчик" Александр Викторович Ефремов, Михаил Сергеевич Тяглик и др. Изначально он предназначался для решения задач, требующих высокой точности пилотирования, таких как посадка на палубу, облёт препятствий, дозаправка в воздухе.

В настоящее время завершается оценка эффективности дисплея для повышения безопасности полётов в условиях интенсивных и нестабильных вихревых воздействий. Например, инженер лаборатории Татьяна Воронка в своём исследовании доказала целесообразность использования данной системы при попадании самолёта в спутный след — вихревой поток, создаваемый другим летательным аппаратом.

Спутный след самолёта, особенно обладающего значительной массой, является серьёзной угрозой для других воздушных судов.

— Существует много примеров, когда при попадании самолёта в вихревой поток на эшелоне пассажиры и бортпроводники получали травмы, — рассказывает Татьяна Воронка. — Если же попадание в спутный след происходит на этапах взлёта, захода на посадку и посадки, то в большинстве случаев это приводит к фатальным последствиям. Особенно подвержены такому воздействию легкомоторные воздушные суда. В связи с появлением в гражданской авиации широкофюзеляжных самолётов и развитием малой авиации вероятность возникновения аварийных ситуаций возрастает.

Влияние спутного следа на самолёт зависит от условий вхождения в него. Боковое воздействие вихря вызовет большую нагрузку на фюзеляж и крыло, что очень опасно с точки зрения повреждения конструкции воздушного судна. Но наиболее неблагоприятный вариант — попадание в спутный след при параллельном курсе. Это приводит к резкому крену самолёта то в одну, то в другую сторону, что при минимальном запасе высоты может обернуться входом в штопор. Чтобы избежать таких последствий, требуется быстрая адаптация экипажа к изменившимся условиям.

— Наша система индикации показывает отклонение от заданной траектории, которое ещё нельзя уловить без технических средств, — объясняет Татьяна. — Лётчик видит допустимый коридор и может своевременно корректировать курс самолёта. Дополнительное преимущество заключается в том, что при этом не нужно постоянно мониторить приборы, что серьёзно облегчает задачу в стрессовой ситуации.

Проведённые экспериментальные исследования на пилотажных стендах МАИ показали, что при использовании прогнозного дисплея удаётся сохранить заданный уровень точности и безопасности пилотирования даже при попадании самолёта в сильный вихревой след на малом удалении от посадочной полосы. Работы стали частью Федеральной целевой программы, проводимой при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Восьмой рамочной программы Европейского Союза по развитию научных исследований и технологий "Горизонт 2020".

— Отклонения при посадке без индикации были в несколько раз больше, чем при посадке с индикацией. Также мы опирались на установленное правило, по которому лётчик может совершить посадку, только если отклонение воздушного судна при заходе на неё находится в определённых пределах. Во время эксперимента большая часть посадок без индикации требовала захода на второй круг, а при посадках с индикацией количество таких заходов сокращалось, — говорит Татьяна.

На следующем этапе исследователи намерены проверить возможность применения системы на сверхзвуковом пассажирском самолёте. Напомним, что в 2020 году Московский авиационный институт совместно с Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н. Е. Жуковского и другими партнёрами стал участником консорциума научного центра мирового уровня "Сверхзвук" в рамках национального проекта "Наука".

Категория: Наука | Добавил: lib_bkm (24.03.2021)
Просмотров: 36 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск по сайту

Блог инженера-механика

Статьи

Статистика

Яндекс.Метрика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

"Библиотека Машиностроителя" © 2021
536870912