Придумывая реальность
Наверняка не каждый поклонник современной отечественной фантастики сталкивался с именем Дмитрия Липскерова. А зря. Однажды ознакомившись с его произведениями, оторваться уже невозможно — таковы уж перипетии сюжета, объединенные невероятным замыслом и пронизанные общей глубокой идеей, понять которую под силу не то, что не каждому — никому.
Например, в книге "Всякий капитан-примадонна" Дмитрий Липскеров не настаивает на конкретном мировоззрении, не считает нужным давить на читателя, принуждая его согласиться с авторской позицией. Напротив, он предлагает каждому на его страницах найти что-то свое, прийти к собственному выводу, не всегда отталкивающемуся от размышлений самого писателя.
Его произведения — диалог между читателем и автором, где каждый добавляет что-то свое. Сам же Липскеров лишь создает мир, в котором развивается мысль, и персонажей, служащих примером действий. При этом миры его настолько реальны, что грань между вымыслом и правдой стирается, превращая увлеченных читателей в жителей книги.
Стоит отметить, что Дмитрия, как и многих других, зачастую сравнивают с коллегами-писателями. В списке Липскерова таких сравнений больше семидесяти, но ни одно из них не является точным. Авторские вселенные могут напоминать друг друга, но никогда не будут идентичны, ведь даже реальность можно описать по-разному, не говоря уже о вымышленных городах и странах.
Пожалуй, достойным сравнением для всего творчества Липскерова станет лишь «Большая книга сказок» Джанни Родари, наполненная многогранностью характеров и миров. Но и тут Дмитрий Липскеров выделяется своей удивительной способностью к творческому полету фантазии. Его плюс — не только развитый интригующий сюжет, но и продуманность персонажей. Каждый образ вылеплен со знанием дела. Каждый проникнут каким-то особым шармом, выраженным в описаниях и диалогах, которые не заводят мысль в тупик, а лишь позволяют ей развиваться.
Таким образом, автор подпускает читателей к своей мысли, не открывая ее, и позволяя им самим стать творцами идей. А для искушенного читателя нет ничего лучше, чем непредсказуемость сюжета и возможность додумать что-то свое, вынести свои размышления из написанного. Ведь произведения Дмитрия Липскерова можно предугадать лишь в одном — начав чтение, уже невозможно остановиться до тех пор, пока книга не будет пройдена от корки до корки. |